Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Двойной праздник в славной семье

23 августа, 2001 - 00:00

27 августа Богдану Ступке исполняется 60 лет, а его маме Марии Григорьевне — 88

«Я от мамы все взял, — говорит Ступка. — Без таких гениальных мам, которые растят своих детей и выпускают их в мир, не было бы никакого искусства и вообще никакой жизни...» Низкий поклон Вам, Мария Григорьевна, за то, что подарили Украине такого сына!

Благодаря творчеству Богдана Ступки, мы не только приобщаемся к высокому искусству, но и приближаемся к исторической сути отечественных гениев — Григория Сковороды, Ивана Котляревского, Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки... На рубеже веков и тысячелетий Ступка сыграл знаковые для каждого украинца роли Богдана Хмельницкого и Ивана Мазепы, которые имеют не только художественный, но и духовно-политический резонанс, возвращают нам национальную память, гордость за свою историю и идею создания Украинского государства. Очень важно, что высокий творческий взлет артиста совпал во времени с оформлением украинской государственности, и он сам стал олицетворением национального духа новой Украины, духовным символом национального самосознания.

В этой ипостаси Ступка настолько велик, что его можно сравнить с высокой оценкой Гоголем общенациональной значимости Пушкина, где мы изменим только одно слово: «Действительно, никто из поэтов (читай: артистов) наших не выше его и не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему». Мне посчастливилось самому слышать, как незабвенный Иван Козловский назвал артиста олицетворением лучших черт украинского народа.

Ступка, действительно, явление чрезвычайное: у него доброжелательная украинская душа, украинская мягкость и деликатность характера, украинский напевный язык и даже внешность украинского интеллигента, вышедшего из народа. Он украинец по корням и рождению, по генотипу и духу, по менталитету и системе ценностей, по слиянию со своим народом и восприятию других миров. Ибо на них актер смотрит воистину глазами своей национальной стихии, а ощущает другой мир и говорит о нем так, что его соотечественникам кажется, будто бы это ощущают и говорят они сами. Ошеломительным подтверждением этому является Ступка — Тевье в выдающемся спектакле Сергея Данченко, ставшем уже компонентом высокой украинской театральной культуры, которую можно сравнить с творчеством Леся Курбаса. По-видимому, не менее близки нам герои Шекспира, Брехта, Ибсена, Чехова, Булгакова, сыгранные Ступкой на украинской сцене. Ступка создал непревзойденный образ короля Лира, которым Украина может гордиться на мировом уровне, не сомневаюсь, что он еще удивит нас в роли Льва Толстого, которую теперь готовит.

Что же дает нам артист? Можно ли интегрировать результаты его труда в одном слове? Можно, если это слово — истина. В том ее понимании, на которое наталкиваемся в словаре Владимира Даля, — истина — от земли, достояние ума человека. Принято считать, что достижение истины, так сказать, «с первого взгляда» — верный признак гениальности. Однако гениальность Ступки не в этом, а в другом, не менее важном, — он хранитель и проводник уже достигнутых духовных общенациональных и общечеловеческих истин. И в этом смысле Богдан Сильвестрович вполне заслуживает на титул, говоря словами Пушкина, «украинского мудреца». Его неповторимость — в особой, только ему одному присущей интонации, в удивительно глубоком подтексте, в умении насыщать собой каждую фразу, каждую мысль.

Конечно, творческий труд актера, как и силу его витальной энергии, не выразить цифрами, а влияние театрального искусства на прогресс общества не отобразить в диаграмме. Но все мы ощущаем себя в сфере животворного морального влияния театра вообще и Богдана Ступки в частности, его творчество расширяет территорию нашей собственной совести...

По недавним оценкам московских экспертов, Богдан Ступка вошел в десятку лучших актеров последнего десятилетия — вместе с Инной Чуриковой, Олегом Борисовым, Евгением Евстигнеевым, Евгением Леоновым, Евгением Лебедевым, Иннокентием Смоктуновским и другими. То, что Ступка находится в этом удивительном сообществе выдающихся русских и европейских артистов, свидетельствует уже не столько о заслуженном признании украинского Мастера, сколько о том, что в объективном рейтинге не назвать его среди корифеев современной сцены вообще нельзя, немыслимо, невозможно. В этом году Ступка опять подтвердил свой высокий международный престиж. Он был награжден высшей театральной премией Москвы «Хрустальная Турандот» за роль Афанасия Ивановича в спектакле «Старосветская любовь» по мотивам Н. Гоголя. Между прочим, эту премию зарубежный артист получил впервые. К тому же Богдан Сильвестрович был членом жюри ХХIII Московского международного кинофестиваля.

Поразительная известность действительно народного артиста Богдана Ступки обусловлена, по моему мнению, прежде всего тем, что во всякой роли он озвучивает свое чистое сердце. Поэтому в день 60 летия БогданаСильвестровича хочу попросить для него у Бога то, что просил для таких избранников в своей «Молитве» Тарас Шевченко:

А чистих серцем? Коло їх

Постави ангели свої

І чистоту їх соблюди.

Газета «День» присоединяется к поздравлениям славной семье Ступок и желает Богдану Сильвестровичу и Марии Григорьевне душевного равновесия и просто земного счастья!

Владимир МЕЛЬНИЧЕНКО, доктор исторических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ