(Окончание. Начало см. во вчерашнем номере «Дня»)
ЛИТОВСКИЕ ФИЛОСОФЫ
Итак, литовский дуэт: Дайнюс Пулаускас и Валериус Рамошка. Сочетание нью-эйджевого синтезатора и блюзовой трубы. Что-то в духе импрессионизма, труба и рояль, два перелива света: солнечные лесные поляны, чинно прогуливающиеся дамы в белых платьях, как у Моне или без оных у Мане ( после Парижа я их уже не путаю).
Затем масштабность музыки стала увеличиваться, растекаться в стороны...Река обернулась океаном. За ним — леса. «Тамтамский» ритм вызвал к жизни индейцев, цепочкой двигающихся среди джунглей. Лицо первого индейца наиболее сосредоточенно. Пронзительный, набирающий силу звук трубы отдалил воображаемую камеру от воинов. Кромка земли стала теряться среди облаков. Масштаб вырос до размеров космоса, вдалеке возник голубой искрящийся шарик Земли, утонувший в аплодисментах зрителей... Такие вот «Спящие глаза красавицы» по-литовски. Очень самобытно и здорово!
МОЛДАВСКИЙ ТЕАТР
Владимир Фейертаг представил публике известного киевского радиожурналиста Когана. «Леонид знает о джазе все! — сказал ведущий. — Я тоже знал все, — после паузы добавил он, — но половину уже забыл». Знаменитого киевского журналиста вообще-то зовут Алексеем. Фейертаг перепутал его с прославленным скрипачом. «Вот видите, — когда обнаружилось недоразумение, блестяще выкрутился питерский конферансье, — я же предупреждал, что половину забываю». Даже оговорки Фейертага — высокий класс!
Коган объявил молдавское трио «Тригон». «Тригон» — экзальтированный, странный коктейль, где перемешаны свадебные, этнические, сельские мотивы...
Энтузиазм народа вызвало название композиции «Танец пьяного милиционера». Я от подвыпившего стража порядка ожидал большей неуправляемости. Но он оказался сдержанным копом. Алкоголь внутри него не выходил из берегов добропорядочности.
«Японский блюз» — сочетание джазовых и народно-японских конструкций. Композиция казалась чуть-чуть «подводной», а зеленая и желтая подсветка довершила ощущение аквариума.
Последние номера «Тригона» были «Доде» и «Зеркало». Как сообщили авторы, «Доде» — женский образ, «Зеркало» — мужской».
«Доде» оказалась нервная и слегка истеричная. А мужское «Зеркало» я бы переименовал в «Утреннюю пробежку дистрофика». Бежит и рассыпается. Но парень упорный и дистанцию взял. Вероятно, его потное лицо победно отразилось в зеркале, что и послужило поводом для названия...
В «Тригоне» все же больше театрального, шоуменского мастерства (что совсем неплохо!), чем музыкальных откровений.
ПО ПИВУ И ПО КОЛБАСЕ
На сцене была воспроизведена парковая зона: стол со скамейками. Каждого члена жюри ожидала кружка пива. В таком «расслабляющем» интерьере музыкальные авторитеты и расположились для оглашения списка победителей. Обсуждение, навеянное такой демократической обстановкой, проходило довольно живенько:
— Лично я ненавижу музыку, — сказал один из членов судейства.
— Мы любим тишину, — поддержал его Фейертаг.
— Неужели именно эти люди и определяли победителей в музыкальном конкурсе! — с притворным пафосом воскликнул Коган.
От шуточного тона жюри плавно перешло к серьезному награждению победителей.
Лауреатами конкурса стали следующие музыканты:
III премия — Кукузенко Сергей — рояль, г. Донецк (Украина);
III премия — Аджемов Павел — ударные инструменты, г. Ростов-на-Дону (Россия);
III премия — Фролов Денис — тенор-саксофон, г. Москва (Россия).
II премия — квинтет «Хамелеон», г. Донецк (Украина);
II премия — «JFM band», г. Донецк (Украина).
I премия — Чайковская Анна — вокал, г. Киев (Украина);
I премия — Трио в составе: Лебедев Евгений, Ившин Петр, Протасов Павел г. Москва (Россия).
Как видим, вместо гран-при судейство решило разделить первое место на двоих.
Кроме приза и денег, один из спонсоров — концерн по производству копченостей «Колбико», в качестве награды отмерил победителям колбасы по их собственному весу: хрупкая певица Анна Чайковская «потянула» всего на 45 кг и соответственно получила на столько же мясных изделий. Лебедев «завесил» 75 кг. Но это гору вкусностей пришлось разделить на троих. Так что выйдет меньше, чем на одну миниатюрную Аню...
АНГЛИЙСКОЕ ЧАЕПИТИЕ
После раздачи слонов и колбас, на рояле, как всегда, виртуозно «блюзовал» Игорь Бриль. Ему подыграл на трубе маэстро Колесников. Фейертаг справедливо заметил, что, даже зная, какую вещь они будут играть, все равно это интересно и непредсказуемо. Их дуэт он окрестил «Джазовый мост «Донецк — Москва».
После этого выступил квартет «Мы из джаза» Анатолия Кролла. Именно им была написана музыка к одноименному фильму Шахназарова.
Анатолий Кролл играет как интеллектуал, почти бесстрастно. Зато его восемнадцатилетний, фантастический ударник Петр Ившин своими тарелками и барабанами шаманит будь здоров! Настоящий дикарь!
В целом, джаз Кролла напоминает английское чаепитие: немного чопорное, но теплое. Спокойное, с молоком. Кролл темпераменту своего ударника противопоставляет мудрость. Что-то сходное было в сочетании камерного оркестра Каунта Бейси с безумием трубы основателя бибопа Диззи Гиллеспи в 77-м году, в их гениальном совместном альбоме «The Gifted Ones» («Одаренные»).
Мэтр объявил композицию «Славянская грусть». Подозрительная она какая-то, со скрытым надрывчиком. Есенинская такая печаль — два шага до скандала. Но интеллектуальное исполнение Кролла уравновешивает стихию. Огромный академический лоб композитора, обрамленный мягкими седыми волосами, вдохновенно навис над синтезатором. Картина: ученый в заключительной стадии эксперимента. Что-то в его облике чистое, одухотворенное, только белого халата не хватает. Несколько суховатое исполнение, но ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЧНОЕ. Ни одного лишнего звука, каждая нота отправляется строго на свое место. Что у слушателя рождает эстетическое удовольствие от завершенности темы.
«Испанская охота» стартовала вяловато. Из всех музыкантов только саксофонист поначалу честно «загонял хищника». А Кролл — все тот же профессор, только на охоте: в белых брюках, манишке, того и гляди ружье потеряет. Да и вообще, его охотничья страсть плавно переходит в пикничок «по-чеховски».
Но тут неожиданно зверя стал загонять ударник. Ившин всех в зале убедил — охота была не безрезультатной. В его барабанных раскатах было все: и погоня, и добивание несчастного животного. Пока Кролл «выпивал» на полянке, ударник с саксофонистом сделали свое «кровавое, охотничье», дело...
ДЖАЗОВЫЙ ЛИМУЗИН
В излишне кокетливой манере вела свою партию победительница Аня Чайковская. Ее природно мощному вокалу явно требуется огранщик.
Заключительным номером концерта стало выступление оркестра имени Олега Лундстрема под управлением Георгия Гараняна.
Там проблема прямо противоположная с Чайковской — исполнение качественное, но слишком много наработок. А значит — почти механическое.
Большой оркестр Лундстрема напоминает лимузин: чистота линий, блеск, отчетливо слышен каждый инструмент — все это признаки высочайшего уровня. Но все же это машина. Хотя, повторюсь, весьма презентабельная и грациозная. Как выход — побольше приглашать молодых музыкантов, что дальновидно делает Кролл.
Ближе к ночи состоялась заключительная вечеринка в фешенебельном донецком «Дежавю». Среди противогазов, мотоциклов, дорожных знаков, орденов и прочих изощренностей современного ресторанного дизайна — для музыкантов оформитель почему-то определил место за барной стойкой, прямо за батареей бутылок. А может, действие музыки и вправду в чем-то сродни опьянению?
Не знаю, но, в любом случае, джазмены играли здорово, что благоприятно сказывалось на аппетите и общении участников фестиваля.
ВЫВОД
Надо отдать должное организаторам. Все было четко и без проволочек. Порадовали остроумием и разные находки вроде «пивного столика со скамейками» для жюри.
Был выпущен диск с фестивалем «ДоДж#2002», на котором особенно приятно вспомнить выступление бразильской звезды Напуа Давой. В этом году ее несколько заслонила Лера Гехнер из Германии.
Из фестивальных открытий можно отметить литовский дуэт, ударника Петра Ившина и авансом — Аню Чайковскую. Из мастеров — Леру Гехнер.
В заключение можно сказать, что третий «ДоДж» — уже сложившееся, яркое и высокопрофессиональное зрелище.