Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Джеймс Мейс — союзник украинской молодежи

В Национальном музее «Мемориал памяти жертв голодоморов в Украине» состоялся кинолекторий, посвященный выдающемуся украинскому и американскому ученому, автору «Дня» и общественному деятелю Джеймсу Мейсу
15 февраля, 2013 - 12:10
КОЛЛЕГИ, ДРУЗЬЯ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДЕЛА ДЖЕЙМСА МЕЙСА ПЫТАЛИСЬ ПРИВЛЕЧЬ ПРИСУТСТВУЮЩИХ НА МЕРОПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ К ДИСКУССИИ
«ОБРАЗЦОМ МИРОВОГО МУЖЧИНЫ» НАЗВАЛ ДЖЕЙМСА МЕЙСА В ПОКАЗАННОЙ НА КИНОЛЕКТОРИИ ЛЕНТЕ ПИСАТЕЛЬ ИВАН ДРАЧ

Как рассказали сотрудники музея, дату для встречи они выбрали не случайно: формальным поводом стала десятая годовщина выступления Мейса в Верховной Раде Украины на слушаниях по проблеме признания Голодомора в Украине геноцидом, которые прошли 12 февраля 2003 года.

Запланированный музейными работниками кинолекторий, прежде всего, предусматривал публичный просмотр снятого в прошлом году ТРК «Культура» документального фильма «Джеймс Мейс — сердце, отданное Украине». Впрочем, масштабность Мейса не позволила свести мероприятие к обычному просмотру кинофильма. Приглашенные гости, в частности, профессор Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, который лично хорошо знал Мейса, вдова ученого — Наталья ДЗЮБЕНКО-МЕЙС, а также лауреаты основанной главным редактором «Дня» Ларисой Ившиной Премии имени Джеймса Мейса за гражданскую позицию в журналистике Александр ПАЛИЙ и Игорь СЮНДЮКОВ вместе с музейными работниками ознакомили студентов Киевского национального педагогического университета имени М. Драгоманова и Национального университета «Киево-Могилянская академия» с наследием американского ученого, который посвятил свою жизнь Украине. Студенты, проявив заинтересованность к фигуре Мейса, не просто пришли на мероприятие, но и внимательно слушали выступающих, записывали озвученную информацию. Хотя и откровенно признавались, что ни в школе, ни в университетах о первых исследователях Голодомора, в частности, Джеймсе Мейсе, им практически ничего не рассказывали.

— Я помню, с каким огромным уважением народные депутаты Украины десять лет назад слушали доклад Джеймса на парламентских чтениях. Они прекрасно понимали, кто перед ними, прислушивались к тому, что он говорил, понимали его роль в раскрытии этой темы, — отметил во время выступления профессор Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ. — Тема Голодомора — она в наших национальных генах, стала частью национальной памяти. Мейс не просто раскрыл глаза на масштабы трагедии, а, в сущности, своей концепцией показал нам, как с этим жить дальше. Если говорить откровенно, то у него было очень мало шансов доказать миру все масштабы замалчиваемого голода в Украине. Но он ювелирным анализом научного творчества украинских ученых, которые вынуждены были рассказывать об этом, не называя вещи своими именами; фольклорными упоминаниями и зарубежными публикациями историков это сделал. Конечно же, опираясь также на свидетельства очевидцев, которых Мейс обработал несколько сотен, и на основе их издал свои книги.

По словам Станислава Кульчицкого, теперь по теме украинского голода 1932—1933 годов опубликовано около 15 тысяч материалов, издано два тома библиографических показателей, проведены многочисленные конференции. Но впереди ученых и журналистов ожидает еще большая работа: правильно и доступным языком донести до общества реальные последствия трагедии. Чтобы только общества было готовым воспринимать эту информацию.

— Нам необходимо понять не только интеллектуальное наследие Мейса, но и морально-этическое, — отметил присутствующий на мероприятии редактор отдела «История и Я» газеты «День», лауреат премии имени Джеймса Мейса Игорь СЮНДЮКОВ. — Приятно радовать душу рассказами о победах и национальных достижениях украинского народа. Но невероятно духовно трудно разбираться в таких катастрофах, какой был Голодомор в Украине. Этому посвятил свою жизнь Джеймс Мейс, разработав концепцию, в которой говорится, что после всех катастроф украинцев — голода, репрессий, войн, — мы стали постгеноцидним обществом. По моему мнению, это одно из наибольших и самых страшных его открытий. Мейс словно ставил вопрос: свободен ли каждый украинец от наследия постгеноцидного общества? Это сложный вопрос, но ответ на него необходимо найти. Моральная эстафета Джеймса сегодня продолжена журналистами «Дня», и хотелось бы, чтобы другие коллеги также проявили солидарность. Мы в «Дне» убеждены: страшный комплекс проблем, связанных с Голодомором, не должен носить сугубо ритуальный характер, и сводиться к упоминанию трагедии лишь в ноябре, когда вся страна почитает память жертв геноцида. Вспоминать переосмысленный Голодомор — прямо или косвенно, зримо или между строками — надо ежедневно.

— Мы, украинцы, очень веселый народ. Поэтому нам трудно переосмысливать сложные, а иногда драматичные страницы своей истории. Немало людей, у которых есть погибшие от голода родственники, не хотят глубоко возвращаться к этой теме, потому что это их психологически  травмирует. Но Джеймс объяснял: для того, чтобы украинцам переосмыслить Голодомор, не нужно преуменьшать масштабы трагедии, — отметил лауреат премии имени Джеймса Мейса, политолог и публицист Александр ПАЛИЙ. — От нас сначала скрывали настоящие масштабы трагедии, а затем начали говорить, что это общая трагедия нескольких народов. Мейс доказал, что это никакая не общая трагедия. Только в некоторых регионах СССР, связанных с Украиной, были подобные события. Но это, наконец, украинские этнические территории. Только отталкиваясь от правды, общество сможет переосмыслить трагедию и жить с этим дальше.

Особенно эмоциональным и экспрессивным показалось выступление жены ученого, Наталии ДЗЮБЕНКО-МЕЙС. По ее словам, Мейс очень любил студенчество и всегда пытался писать свои статьи на доступном и понятном языке, прежде всего, для молодежи.

— Хочу посоветовать всем молодым людям, которые пытаются разобраться в сложной теме голодоморов, — читайте Мейса. Он умел с неподдельной искренностью, остроумием, легкостью, даже иронией писать на эту тему. Практически в большинстве его статей присутствует обращение к молодежи. Именно на молодых и образованных людей Джеймс возлагал наибольшие надежды. В прошлом году мы отмечали 60-летие со дня его рождения. Я очень волновалась, что об этом никто не вспомнит, кроме газеты «День», которая всегда поддерживает его имя и память о нем. Много в прессе появилось публикаций, где Джеймс назывался «голодоморным фантазером». Интеллектуальные мародеры уничтожают не только его имя, а национальную память украинцев. Но в прошлом году мы провели прекрасную выставку, посвященную Мейсу, а в этом — кинолекторий. Это — подтверждение того, что память о нем, как и его научное и публицистическое наследие востребовано обществом.

После просмотра документального фильма о Джеймсе Мейсе участники встречи еще долго не расходились. В непринужденной и искренней обстановке они вспоминали яркие эпизоды из его жизни, выступления, публикации; американский и украинский периоды жизни, работу в газете «День», которая стала для него незаменимой трибуной; говорили, что Мейс нам показал, как Голодомор (эту трагическую страницу украинского народа) можно сделать колоссальным мобилизующим фактором, который сплачивает нацию.

Вадим ЛУБЧАК, «День». Фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ