Речь идет о большом ярком событии в музыкальной жизни Киева. Группа очень скромных и талантливых музыкантов, пользующихся любовью и признанием джазовых профессионалов и любителей, снова, как говорится, «в седле». На этот раз довольно экзотического животного — единорога. Однако, по порядку.
Войдя в зал Оперетты я увидела на сцене, открытой взглядам прибывающих зрителей, расставленные инструменты, колонки и стулья. Возникла ассоциация: перед началом концерта французского National de jazz Orchestre сцена зала консерватории была подготовлена очень похоже. Ассоциации продолжились позже ...
Так начался концерт-презентация третьего по счету альбома известной интеллектуальной киевской музыкальной команды Er. J. Orchestra, названного создателями «The Unicorn» («Единорог»). Название оркестра происходит от аббревиатуры слов EROTIC JAZZ, то есть, от понятия «эротики» в значении некоего культурологического феномена нашей эпохи, порожденного идеологией модерна. Группа эта является содружеством единомышленников, увлеченных созданием своеобразной и интересной музыки. Задуманный ее лидером Алексеем Александровым альбом рождался несколько лет. Длительность «родов» зависела от двух причин: как говорят финансисты, «малобюджетности» и, как показало качество конечного продукта, — высоких требований музыкантов к себе и содержанию своей музыки. Своеобразие коллектива в том, что это не джазовый состав в том привычном американизированном значении, которое подразумевается, как правило, у нас, хотя музыка Er. J. основана на джазированной ритмике, как определяющем начале всякого джазового стиля. Музыка группы имеет яркие индивидуальные черты: ясную образность, мультитембральность и качественный инструментализм всех участников — вот наиболее сильные свойства их композиционной World Music. Ее создает, в основном, Алексей Александров, но в процессе музыкального «зачатия и рождения» с радостью принимают участие все эрджеевцы. Принадлежность к этому стилю не декларируется, она слышна в каждом звуке. По ходу концерта и позже, при прослушивании записи, приходили мысли о полистилистике и даже полиэтничности. Да, в музыке Er. J. буквально одновременно звучат славянские, арабские, китайские, индийские, кельтские, барочные и Бог знает, какие еще мотивы. Например, временами музыка приобретает саркастический тон, напоминая некоторые страницы Прокофьева и Шостаковича. А что касается французских параллелей, то так, как у нас нет другого, кроме Er. J., относительно большого, впрочем, как и небольшого неакадемического коллектива, играющего современную серьезную и хорошую музыку, параллель эта возникла несмотря на значительные различия в стилях.
В содержательном аспекте главным качеством альбома является его светлое, чистое, выражаясь высоким слогом, гуманистическое мироощущение. Это особенно ценно в наше время, заполненное либо пошлостью, либо художественной и «жизненной» «чернухой». Музыка получилась ясная и простая, но не простенькая; глубокая, но не перегруженная; приятная, но не слащавая; одним словом, как было замечено во время пресс-конференции, проходившей в арт-клубе «44», «коммерческая, но не попсовая». СD был записан на студии «ArсadiA» ведущим украинским студийным тонмейстером Аркадием Вихоревым. Презентация «Тне Unicorn» одновременно стала дебютом нового украинского лейбла «44 records», принадлежащего известному джазовому продюсеру Эрику Айгнеру. Несколько раз при оценке нового СD возникали кулинарные сравнения. Судите сами: в ходе концерта оператору приходилось выставлять одновременно 40 источников звука, регулируя сочетание весьма разнообразных и экзотических инструментов. В основном акустических — рояля, на котором играли Александров и Павел Столбов, струнного камерного оркестра, аутентичного фольклорного вокального ансамбля, а еще знаменитого российско-европейского валторниста Аркадия Шилклопера, единственного в Украине обладателя Грэмми супервиброфониста Андрея Пушкарева, замечательного баяниста Константина Стрельченко (Гран-при фестиваля World Music в Италии), молодой способной флейтистки Маши Хмелевой (она «дублировала» запись, выполненную известным крымчанином Наркетом Рамазановым). Кроме них в концерте участвовали играющий на всем, от гуслей до индийского ситара, Алексей Кабанов; исполнительница на китайском струнном щипковом инструменте кото Юнг Я; роскошно, тонко музицирующий в академической и импровизационной манерах скрипач Виктор Крысько; отличный трубач, мультидуховик и аранжировщик, продирижировавший своими оркестровками, Григорий Немировский; чудесный гитарист Сергей Рыбалкин (на компакте играют не менее чудесные Валерий Кошман и Андрей Чугуевец); прекрасный басист Владимир Сороченко; умельцы-ударники-перкуссионисты Александр Береговский, Алик Фантаев и Олег Доктор Кобцев. Создаваемое на глазах, вернее, ушах, присутствующих в зале слушателей музыкальное блюдо оказалось весьма изысканным. Эрджеевцы — миниатюристы, и на мой взгляд, их музыке несколько не хватает «симфонизма», говоря проще — развития. Все это придает ей некоторую хорошую, милую наивность. Впрочем, все с лихвой окупается поэтичностью, лиричностью и чистотой «Единорога». Пожелаем же ему отсутствия камней на пути...