Сегодня мы чаще слышим о вырубке деревьев, чем об их посадке, о застройке детских площадок, чем о создании новых, о строительстве высоток рядом с архитектурными памятниками, чем о сохранении исторической панорамы города. Складывается такое впечатление, что скоро столица изменится до неузнаваемости, а мест для отдыха вообще не останется. Подтверждает это и письмо, которое на днях пришло в редакцию от Киевского городского крейсерского яхт-клуба. Его члены отмечают, что рядом с клубом на Днепровской набережной ООО «ІА Вільна Україна» хочет построить самый большой в Европе аквапарк, а также торгово-офисные здания и паркинг. И все это в каких-то 30 метрах от воды. В том, что это нанесет непоправимый вред экосистеме реки, экологи не сомневаются. Но удивляет другое — почему Киевсовет дал разрешение на строительство в зоне прибрежной полосы, зная про возможные экологические последствия и зная, что это нарушает Закон Украины?
— Наше законодательство, в частности статьи Водного кодекса, запрещает строить в прибрежной зоне какие-либо сооружения, даже причалы, поэтому тысячи из них построены незаконно, из-за них забетонированы берега по всему течению Днепра и других рек, — отметила заместитель главы Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко. — Я видела информацию, что на склонах Днепра к 2012 году планируется построить художественный центр. Это абсолютно незаконное решение, разрушающее архитектуру и панораму города, а также нарушающее гидрологический режим Днепра. Так как такие здания на склонах реки ведут к их сползанию. А последствия застройки прибрежной зоны имеем уже по всей Украине — это загрязнение водной поверхности, нерегулируемость стока. Недаром ведь это запрещено законом, поскольку застройка ведет к уничтожению речного бассейна. Именно поэтому и установлен законом в зависимости от размера реки 25, 50 или 100 метров прибрежной полосы, то есть охранной зоны, где любая застройка запрещена.
Однако законы в нашем государстве во многих случаях просто игнорируются или толкуются на свой манер, тем более, если речь идет о таком лакомом куске земли, как берег Днепра. Как рассказал «Дню» яхтсмен Алексей Бирюкович, в последнее время территория клуба стала объектом посягательств для многих инвесторов. По его словам, даже договор аренды земли, заключенный клубом с Киевсоветом до 2014 года, выглядит ненадежной защитой от них.
— Уже сейчас мы видим неутешительную картину вдоль Днепра на жилом массиве Позняки рядом с клубом: вырублены сотни деревьев, берег реки засыпан горами песка, установлен бетонный забор длиной несколько километров. У нас возникают сомнения, насколько все это законно, так же как и строительство на берегу Днепра паркинга, да еще и с электростанцией для его обслуживания, — говорит господин Бирюкович. — Так, 9 июля этого года Киевсовет принял постановление, где сказано, что на территории землеотвода ООО «ІА Вільна Україна» с целью создания благоприятного режима на водных объектах, предупреждения их загрязнения, засорения и исчерпания ширина прибрежной полосы составляет 20 метров. Но ведь статья 89 Водного кодекса предусматривает, что охранная зона Днепра должна быть не менее 100 метров, то есть ее хотят уменьшить в четыре раза, что просто недопустимо. Также у нас возникает вопрос, как именно многоэтажный паркинг, открытая автостоянка и электростанция уберегут Днепр от засорения?
Сомнения в целесообразности таких новостроек на берегу Днепра возникают и у научных работников. Как прокомментировал Анатолий Яцик, доктор технических наук, профессор, директор Украинского научно-исследовательского института водохозяйственно-экологических проблем, подобные проекты следует давать на экспертизу научным и экологическим учреждениям и лишь потом приступать к строительству. По его словам, институт был ознакомлен с этим проектом. С одной стороны, он сделан на высоком технологическом уровне и соответствует концепции использования водных ресурсов, а с другой — у научных работников возникли некоторые замечания, которые проектанты должны учесть, чтобы минимизировать влияние на окружающую среду.
Одна из рекомендаций специалистов — принять природоохранные меры на участке проектирования, в частности расчистить дно, ликвидировать антропогенные загрязнения и упорядочить близлежащую территорию. Также в выводах и предложениях института сказано, что «авторами проекта не рассмотрен вопрос влияния на воздушную среду в период эксплуатации объекта проектирования». Поэтому эксперты настаивают на увеличении зеленых насаждений во время обустройства участка застройки.
— Из-за изменения ландшафтов, намыва берегов, замыва мелководий на этом участке необходимо принять упредительные защитные меры, чтобы можно было надежно прогнозировать экологическую ситуацию, — продолжил господин Яцик. — Уже в течение пяти лет мы предлагаем городским властям разработать информационную гидрологическую модель на все возможные случаи несчастных ситуаций. Но, к сожалению, утвердительного ответа не получили, а время приближается к моменту «Ч», и то, что он когда-то наступит, не вызывает сомнений.
Прислушаются ли застройщики к рекомендациям ученых — гарантий никто не дает. А последствия могут быть довольно неутешительными: «изменится состояние водной среды, будет причинен ущерб ихтиофауне, нарушится экологическое равновесие водоема, а резкое увеличение мутности воды приведет к гибели 90—95% зоопланктона», говорится в выводах и рекомендациях института. Поэтому представители яхт-клуба продолжают бороться за свободный берег Днепра и недавно отправили в Киевскую Генпрокуратуру, Кабинет Министров, Министерство внутренних дел открытое письмо, в котором настаивают на расследовании дела и общественных слушаниях с участием представителей Киевсовета, киевлян и экологов. Пока никто из государственных структур ответа не дал.