Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЭКОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

30 марта, 2001 - 00:00

Прежде, чем заниматься политикой,
каждому человеку надо заниматься
своей жизнью.

Лев Толстой

Последняя глава моей первой книги из числа тех, которые были изданы под общим названием «Цивилизация и ноосфера», заканчивается следующими словами: «Ноосфера, если она состоится, будет обходиться без элиты. На ее «входе» большими буквами напишут: «ТРЕБУЕТСЯ ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ». А несколько ниже добавят: «Политиков и тех, кто претендует на роль лидеров, просят не беспокоиться». Настало время, если, конечно, оно уже не упущено, сделать смысл этих слов доступным для понимания более широкой аудитории.

Вопреки укоренившемуся мнению, будущее человечества, куда входят и украинцы, в значительно большей степени зависит от их сексуальной, нежели политической ориентации. Весь исторический опыт однозначно свидетельствует, что политика всегда вела к гибели цивилизаций и, как правило, хоронила их творцов. Французский писатель Антуан Ривароль эту мысль выразил следующим образом: «Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок». Значит, существует потребность сделать хотя бы несколько шагов в этом направлении.

Взяв на вооружение лозунг «Без революционной теории не может быть и революционного движения», развитие научной мысли стало пониматься преимущественно под этим углом зрения и осуществлялось оно количественно в надежде, наверное, что со временем количество перейдет в качество. Для последнего времени не хватало, но успели наплодить в одной стране аж четвертую часть ученых всего мира, львиную долю которых составляли обществоведы.

Резкая смена политического курса сделала их невостребованными. Спрос на критику прошлого, которое они сами пестовали, быстро упал, да и подавать ее надо было умеючи, а для этого требовался хоть какой-то талант. Но с этим дело обстояло неважно. Достаточно вспомнить, что те сферы человеческой деятельности, в которых в СССР дела обстояли хуже всего, характеризовались самой высокой насыщенностью докторами наук. К ним относились экономика, сельское хозяйство и медицина. Экономика и в Украине сохраняет лидирующее положение, а поэтому нетрудно понять, почему здесь дела обстоят так плохо.

Поиск приложения своим силам привел обществоведов в «большую политику», в которой по случаю сформировалась новая наука — политология, а те, которых она не охватила, подались в практическую политику. Чтобы занять всех, последняя перестала выражать интересы классов — их оказалось слишком мало, — практическая политика стала обслуживать группы и кланы, что проявило себя в бурном росте числа политических партий, которые не поддерживаются народом, но интересы которого они ставят своей целью защищать. Собственно, в том, что я написал выше, нет ничего нового. Об этом давно сказал политический авторитет Отто Бисмарк: «Политика есть искусство приспосабливаться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит».



Такое перемещение интеллектуальных сил в сферу практического государственного строительства имело крайне негативные последствия, так как экспансию совершила далеко не лучшая часть мыслящего населения, прирученная прежним режимом заниматься пестованием утопии и стиркой испачканных ею пеленок, а не исследовать реальные потребности общества и людей. Следовательно, она в самом начале совершила ошибку, о которой предостерегал Жан-Жак Руссо.

«Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет отдельно изучать политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой».

Учитывая то, что «Политика — по Бисмарку, — неточная наука», совмещение ошибок порождало только новые ошибки, многие из которых поставили под сомнение не только компетенцию, но и подтвердили диагноз, поставленный Эмилем Золя: «Занятие политикой... есть жалкая трата времени, плутовская мистификация, удел тупиц, невежд и мошенников».

Все это не повисает в воздухе. Оно становится духом, проникающим во все поры общества, организующим его соответствующим образом. Дух, проявляющий себя в форме идеологии, характеризуется избирательным действием, она осуществляет селекцию: выживает тот, кто ее принимает. Отсев не обязательно осуществляется с помощью концлагерей, оснащенных крематориями и газовыми камерами, ГУЛАГов, «свободной охоты», но и путем увеличения армии безработных, лишением возможности иметь детей, безотцовщиной, подчинением воли одних воле других и даже таким простым путем, как лишение человека свободного времени, что превращает его в раба.

Всякая селекция неизбежно меняет генетическую структуру «популяции», а это приводит к тому, что ее последствия ощущаются в чреде поколений. Людям, получившим свободу, долго приходится «выдавливать из себя рабов».

«Жизнь есть сохранение возможности», — писал Поль Валери. А она проявляет себя в виде выживания. Поэтому в числе важнейших инстинктов, которые отмечаются у живых форм, является инстинкт сохранения себя и своего рода. Не реализовав его, все остальные оказываются бессмысленными. Крики политиков о том, что у общества нет цели, представляют собой обман. У людей она отчетливо выражена. Об этом наглядно свидетельствуют вопли людей, терпящих бедствие в Закарпатье. Эта проблема касается всех, в том числе и богатых. Богатство не спасает от вымирания. В пользу этого свидетельствует катастрофа «Конкорда» в парижском аэропорту, которая унесла жизни, если не брать в расчет экипаж, исключительно богатых людей. Но раз проблема касается всех, то и спасаться необходимо всем, вносить вклад каждому в ее решение.

Политика исходит из ложных мировоззренческих представлений, согласно которым человек властвует над природой и в его власти менять процессы, протекающие в ней, подчиняя их тому сценарию, который он для нее написал: строить ли социализм, коммунизм или капитализм, развивать плановую или рыночною экономику. Однако, положив в основу учения о биосфере те процессы, которые происходят в малых и огромных интервалах времени, следует придти к совершенно иному выводу: в течение всего времени своего существования человек реализует сценарий, написанный Природой, Вселенной, Богом. Суть этого сценария сводится к следующему.

Все, что существует во Вселенной, за исключением технических решений, пульсирует — осуществляет процесс расширения и сжатия. С ними связаны изменения пространства-времени. Сжатия являются очень узким периодом в существовании биосферы, который сопровождается сокращением ресурсов и массовым вымиранием форм жизни.

Понимание этого мы уже находим в древних памятниках. Так, образ сжатой биосферы получил отражение в малой скульптуре позднего палеолита, в которой широкое распространение получил прообраз матрешки или яйца. В этот период происходило свертывание биосферы, проявившее себя в виде вымирания мамонтовой фауны, «Вселенского потопа», которым предшествовало последнее Вюрмское оледенение. В неолите, когда происходит развертывание биосферы, природа в представлении человека приобретает вид пирамиды, что получает отражение в монументальных сооружениях, имевших место у разных народов на разных континентах. В частности, на территории нынешней Украины такими сооружениями были скифские захоронения, курганы.

Расширение биосферы означало увеличение ее пространства- времени, за счет которого возрастала способность поглощать большие количества космической, преимущественно лучистой, энергии, а это давало возможность вовлекать большее количество вещества в процесс образования ресурсов. Прирост ресурсов требовал соответствующих средств для их поглощения, так как все природные процессы должны быть сбалансированы. Поэтому Природа «дает добро» на творение цивилизаций, которые появляются в неолите и ставят в качестве своей главной задачи овладение «богатствами» природы. Здесь уместно привести слова американского писателя Генри Уиллера Шоу: «Природа никогда не ошибается; если она порождает дурака, значит, она этого хочет». А хочет она дурака потому, что от него легче потом избавиться.

В процессе свертывания, сжатия происходит энергетическая разгрузка планеты, которая обеспечивается за счет возрастающей работы, проявляющей себя в виде подвижек тектонических плит, вулканической деятельности, извержений вулканов, оттока вещества и энергии через трубы дегазации, горячие точки и многое другое. Выход энергии в виде тепла приводит к повышению температуры Мирового океана, изменениям площади ледового покрова, течений, а на границе океана и атмосферы возникает такое явление, как Эль-Ниньо, порождающее ураганы, в атмосфере формируются торнадо, вихри, смерчи, развивается мощная циклоническая деятельность, возникают частые перепады атмосферного давления, которые так пагубно влияют на жизнь людей.

История Земли убедительно свидетельствует в пользу того, что с этими периодами в ее жизни связаны великие вымирания, а это дает веские основания полагать, что на данном этапе угроза вымирания нависла над человеком, так как свой удар природа всегда наносила по тем организмам, которые в биосфере занимали господствующее положение. Есть совершенно неопровержимые доказательства того, что наша планета уже вошла в эпоху великого вымирания. И судя по всему, это произошло еще в начале прошлого столетия.

Хотя великие вымирания чаще всего привлекают к себе внимание вымиранием представителей животного мира — динозавров, гиппарионов, мамонтов, — главным событием в них следует считать разрушение растительного покрова, так как именно он создает 99% всей массы живого вещества. Таким образом, о наступлении эпохи великого вымирания можно судить по следующим показателям: разрушение растительного покрова, тепловая разгрузка планеты, резко возрастающая миграция химических элементов и увеличение частоты катастроф.

Сегодня уже не может вызывать сомнение то, что нынешнее великое вымирание природа творит руками человека. В результате рубок леса его площадь за историческое время сократилась более чем на 2/3, а в настоящее время ежегодно от пожаров и рубки она уменьшается на одиннадцать миллионов гектаров. На грани полного исчезновения находятся дождевые тропические леса, являющиеся опорными экосистемами на планете, которые в течение последних 20-ти миллионов лет практически пребывали в неизменном состоянии, т.е. пережили три предшествовавшие нынешнему великие вымирания. Лесистость территории Украины, в зависимости от того, что считать лесом, составляет 11—15%, что является самым низким показателем среди европейских стран с близкой по размерам территорией, а площадь степей вообще не превышает 1%. На планете процесс опустынивания набрал невиданный размах и на данном этапе протекает со скоростью 6 млн. га в год. Судя по всему, современная площадь пустынь, в которую следует включать города, дороги и другие сооружения, достигла таких размеров, которые на планете не отмечались даже в периоды самых глубоких кризисов. Не стану вдаваться в подробности, но считаю необходимым подчеркнуть, что выращивание сельскохозяйственных культур не компенсирует потери, напротив, создает еще больше проблем, так как усиливает тепловую разгрузку планеты, миграцию химических элементов на ней и катастрофизм, особенно проявляющий себя в связи со взрывами численности вредителей. Думаю, что также не существует потребности детально говорить обо всех остальных составляющих эпохи великих вымираний, которые обусловлены хозяйственной деятельностью человека. Хочу лишь подчеркнуть, что ее усиление совпадает по времени с процессами, которые можно считать чисто природными.

Игумен Иоанн (Экономцев) определил экологию следующим образом: «Экология — это не столько отношения между техногенной средой, созданной человеком, и природой, но прежде всего это проблема отношения человека к Богу, создававшему и продолжавшему творить сей мир, включая и человека». С этим следует согласиться, если под Богом понимать Смысл Вселенной, сценарий которой реализует человек. Из такого понимания экологии неизбежно вытекает, что между ней и политикой существует «водораздел»: экология стремится выявить «интересы» природы с тем, чтобы овладеть ее «сердцем», а политика выявляет интересы людей, которые могут образовать электорат.

Экология, владеющая знанием законов природы и политически не заангажированного человека, имеет непосредственное отношение к проблеме великих вымираний и возможностей выживания во время таковых. Поэтому, как бы это ни показалось странным, экологию человека не из праздного любопытства интересует проблема его сексуальной ориентации, от которой зависит эффективность воспроизводства, так необходимая в те моменты, когда ему грозит вымирание.

Экология и политика, будучи разделенными «водоразделом», имеют разные сферы приложения своих усилий. Эксклюзивным владением экологии является все то, что определяет благополучие человека: пища, жилье, одежда и здоровая окружающая среда, т.е. то, что формирует системы жизнеобеспечения. Поэтому исключительным правом экологии следует считать рубку лесов, лов рыбы, отстрел животных, сбор растений, установление их сроков и норм, но особенно РАСПОРЯЖЕНИЕ ЗЕМЛЕЙ. Доверимся Шекспиру:

Земля, природы мать, —

ее же и могила:

Что породила, то и схоронила.

В этих словах речь идет о подлинной власти, которой подчиняется человек, власти Природы, Земли, Экологии. Он им подчиняется всегда, хотя и не осознает этого. Об этом хорошо сказал Гете: «Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них; люди действуют заодно с ней, даже когда хотят действовать против этих законов».

Таким образом, здесь нет ничего общего с теми властями, которые обеспечивают политическое господство над другими, не идет речь и о власти народа. Она идет о его интересах, прежде всего о возможности его выживания.

Выживание не требует борьбы. Борьба за существование, о которой так много рассуждал Дарвин, была позаимствована им из рыночной экономики, которая не может существовать без политики, адекватно отражающей пестроту не совпадающих интересов многочисленных групп и даже отдельных лиц. Выживание требует подчинения «правилам игры», быть нацеленным на одни «ворота». В футболе проигрывает тот, кто вышел сражаться, их удаляют с поля, а побеждает — соблюдающий правила и осуществляющий целенаправленные действия. Именно это сегодня демонстрирует французский футбол. Но чтобы выполнить правила, их надо знать. К сожалению, со знанием «правил» природы дело у нас обстоит из рук вон плохо. Плохо даже с теми, которые изобретаются парламентом. Они не пользуются большой популярностью. Но особенно плохо все это обстоит у политиков, которые сделали своей такую формулу: «Сила есть — ума не надо».

История знает примеры, когда политика пыталась прирастить к себе мудрость: воспитателем Александра Македонского был Аристотель. И вначале у первого дела шли весьма успешно, но стоило ему, как Антею, оторваться «от земли», порвать с мудростью, как все закончилось поражением. Параллельно с его телом разложилась и его империя.

Сегодня, как и во времена краха «великого Александра», политика мыслима лишь в руках мудрости, она должна быть подобной рычагу, с помощью которого общество с минимальными затратами сил сможет продвигаться по пути экологизации, обеспечивая выживание «всех и каждого». И эта формула распространяется не только на человека, но и на «братьев его меньших». Понимание этого проявило себя еще в 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН, которая провозгласила необходимость экологизации экономики и переход к эколого-экономической политике и впервые подчеркнула необходимость учета природных закономерностей в принятии решений политической, экономической и социальной сферы. Правда, этим рекомендациям еще никто не последовал. И вот здесь как раз и просится политический рычаг, в противном случае, достижения цели потребует жертв и немалых, которые поставят под сомнение саму возможность выживания.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ