Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экология — смертельно опасна

Почему сегодня в «стране Чернобыля» нет мощной «зеленой» партии, экологические активисты не включены в политические списки, а активные защитники окружающей среды расплачиваются жизнью за свою деятельность?
7 августа, 2012 - 12:13

На днях страну поразила новость об убийстве на Днепропетровщине эколога Владимира Гончаренко.

Быть экологом в Украине — непросто. А ещё — смертельно опасно. Защищая окружающую среду и, соответственно, здоровье людей, можно «навредить» чьему-то бизнесу, затронуть чьи-то интересы, «срезать» запланированные кем-то сверхдоходы, а затем — расплатиться за всё это собственной жизнью. В украинских реалиях любой защитник окружающей среды имеет все шансы стать личным врагом влиятельного лица и его капиталов. «Это касается не только экологов, но и журналистов и других людей, имеющих активную гражданскую позицию, и пытаются раскрыть какие-то кричащие факты, донести общественно важную информацию. Я в этой сфере с 1994 года, и могу сказать, что случаи запугивания экологов, и даже физической расправы, всегда были. Но в последнее время они стали более жёсткими и более агрессивными. Вспомним противостояние харьковчан на строительстве дороги через парк Горького. Вместо того, чтобы устранить конфликт с общественностью, было решено физически расправляться с людьми, защищающими свои права и протестующими», — рассказывает «Дню» эколог, председатель общественной организации «Бюро экологических расследований» Дмитрий СКРИЛЬНИКОВ. По словам эксперта, убийство известного эколога Владимира Гончаренко, которое произошло на прошлой неделе, ещё раз доказывает тезис о том, что экология сегодня — в кругу интересов власти, бизнеса и криминалитета. «По-моему, бизнес, власть и криминалитет — тесно связаны. Сейчас в депутаты идут не для того, чтобы писать законы, а для того, чтобы защитить свой бизнес, получить депутатский иммунитет. Продолжается период дикого накопления капитала: власть в связке с бизнесом пытается как можно больше захватить природных ресурсов — что непосредственно влияет на экологические права граждан, а в некоторых случаях приводит к кричащим последствиям», — объясняет Дмитрий Скрильников. По его словам, к уголовной ответственности за экологические преступления, как правило, привлекаются наименее защищённые люди. «Легче посадить крестьянина в Карпатах, который срубил несколько деревьев, чтобы растопить печь, чем привлечь к ответственности тех, кто грузовиками вывозит древесину...», — объясняет эколог. Именно поэтому коллеги погибшего сомневаются, что виновных найдут и что кто-то тоже понесет уголовную ответственность за экологические преступления, на которые указывал Владимир Гончаренко.

Улучшить ситуацию могло бы присутствие в Верховной Раде представителей «зеленой идеи». Однако сегодня в Украине нет действительно мощной и влиятельной «зелёной» партии, а экологические активисты не включены в предвыборные партийные списки. И это притом, что в 1990-х годах экологические общественные организации внесли заметный вклад в развитие демократического движения как такового. «Чернобыльская трагедия привела к тому, что Украина одна из первых демократизовала свое законодательство и наиболее мощное демократическое движение здесь породили именно экологические общественные организации, которые возникли на постчернобыльской платформе. Это движение дало серьёзный толчок другим общественным организациям — в 1990-х годах для Украины это был действительно серьёзный прогресс. Общество устало от политических партий и поддержало «зеленую идею». На этой волне Партия Зелёных тогда попала в Верховную Раду», — объясняет Дмитрий Скрильников. Но, по мнению эксперта, партия не смогла оправдать кредит доверия и дискредитировала саму «зелёную идею». «Я думаю, правдивым является такое высказывание, что они приехали в ВР на велосипедах, а поехали оттуда на мерседесах. Люди перестали доверять этой партии, потому что они, в сущности, так же само обслуживали свои интересы», — объясняет эколог.

Интересно, что сегодня политические партии включают в свои предвыборные кампании и решение экологических проблем. Но лишь тех, которые, согласно социологическим исследованиям являются резонансными, а, следовательно, могут добавить несколько баллов к рейтингу кандидатов. «Мы видим из собственного опыта, что, если экологическая кампания становится интересной многим людям, она сразу обрастает политическими партиями, готовыми поддержать эту идею. С одной стороны, это хорошо, но политики должны не только идти за рейтингом, но и решать системные вопросы, накопившиеся в Украине в течение многих лет. Сегодня мы нуждаемся в «зелёном» правительстве и законодательстве, но, к сожалению, «зелёная идея» в политике была дискредитирована предшественниками. Во многих странах существует зелёное правительство, зелёные партии имеют мощные голоса даже в Европарламенте, потому я надеюсь, что мы всё-таки перейдем на следующий уровень», — подытоживает Дмитрий Скрильников.

Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ