Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Экополиция» на общественных началах

Мы выясняли, почему анонсированная год назад реформа «зеленой» инспекции в настоящее время спускается на тормозах
29 апреля, 2016 - 12:30
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

На дороге к озерам Небреж и Мартышев, что на Осокорках в Киеве, уже зеленеет молодая трава, скоро расцветут водяные лилии. К сожалению, эта красота резко диссонирует с кучами мусора вокруг. Киевлянка Владислава Соловьева сделала несколько фотографий из этих мест. Мусор к озерам свозят, как на организованную свалку. Рядом строятся многоэтажки, потому здесь масса строительных отходов: куски полиэтилена, поролона, кучи камней и кирпича, пластик и стекло.

Коммунальные службы не реагируют на стихийную свалку. Местные активисты время от времени устраивают здесь субботники, но вывезти самостоятельно тонны хлама не в состоянии. Для сохранения озер на сайте Киевской городской государственной администрации зарегистрировали петицию о создании здесь экологического парка «Осокорки». Обращение собрало больше 11 тысяч голосов, но строительство продолжается, мусор лежит, и с созданием экопарка город не торопится. Охранять 200 гектаров зеленой зоны с озерами — некому.

ОБЕЩАННОГО ГОДАМИ ЖДУТ

«День» неоднократно писал, что на подобные проблемы в первую очередь должна была бы реагировать экологическая полиция. В США, например, более 40 лет существует Агентство по охране окружающей среды, которая занимается экологическими исследованиями и образованием. В Украине тоже должен быть отдельный орган, который бы следил за соблюдением природоохранного законодательства. Но пока у нас подобными вещами занимаются экологи-активисты.

На государственном уровне в Украине создать экологическую полицию только обещают. Например, для Киева такой орган планировался еще в 2002 году. Главной задачей должен был быть контроль уровня выбросов углекислого газа в воздух от автомобилей. Экс-министр экологии Игорь Шевченко год назад обещал реформировать Государственную экологическую инспекцию в эффективный природоохранный орган. Как образец, хотели брать модель экополиции европейских стран, в частности Польши. С лета прошлого года на общественное обсуждение выдвинута Концепция реформирования Государственной экологической инспекции, которая предусматривает имплементацию именно польского опыта.

«РЕФОРМА ВОЗМОЖНА ТОЛЬКО ПРИ РОТАЦИИ КАДРОВ»

Что именно собирается перенимать из польского опыта Украина и на каком этапе реформирования экологической инспекции, «День» спросил ГЭИ в информационном запросе. Ответ еще ожидаем. Из опубликованной концепции реформы известно, что контроль над природоохранным законодательством повысят, функции, которые дублируют разные органы, устранят, специалистов будут готовить по европейскому образцу, а нарушителей экозаконов ожидают увеличенные в разы штрафы.

Экологи такой подход одобряют, но пока не верят в результат. «Экополиция на базе экоинспекции возможна только при нормальной ротации кадров. Инспекторы в настоящее время подписывают письма, никуда не выезжают, не реагируют на обращения относительно нарушений, — отмечает заместитель председателя Национального экологического центра Алексей Василюк. — Мы с народным депутатом Игорем Луценко подавали законопроект, чтобы продублировать экологическую главу в Админкодексе среди компетенций полиции. Чтобы полицейский, когда увидит, как кто-то рубит деревья, смог отреагировать. Так появилась бы юридическая возможность хотя бы составить протокол. Но этот законопроект комитет по экологической политике отклонил и даже не отправил на повторную проработку».

ИНСПЕКТОР И ПОЛИЦЕЙСКИЙ РАБОТАЮТ ВРАЗРЕЗ

Пока ситуация складывается так, что экоинспекторы на нарушения закрывают глаза, а полиция на них не реагирует из-за нехватки времени и загруженность. Как объяснил «Дню» киевский патрульный Евгений Зборовский, полиция может сделать в таких случаях немного. Например, если идет речь о торговле краснокнижными цветами, выписать минимальный штраф в размере 17 гривен согласно статье 160 Кодекса Украины об административных правонарушениях. А экоинспекция может выписать штраф по 50 гривен за каждое растение. «Ни разу экоинспекция нас на помощь не вызывала и к сотрудничеству не приглашала. Но я только одна из двух тысяч патрульных. А видов эконарушений — огромное количество», — добавляет Евгений Зборовский.

Именно по этим причинам в Дарницком районе Киева адвокат Алексей Шевчук вместе с местными активистами организовал экологическую дружину. Теперь в ее активе два десятка граждан, которые поставили цель — контролировать стихийные свалки мусора в своем районе и привлекать к борьбе с ними правоохранительные органы. Жена работает несколько месяцев, но искоренить проблему самостоятельно не получается. Ресурсы активистов рано или поздно исчерпаются, и подключаться к проблеме должен район, город, а дальше — и государство. Обещанная экополиция должна все же когда-то заработать.   

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ