Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эксперты — против

Какие общеукраинские проблемы обнажает обсуждение вопроса ликвидации психоневрологического диспансера во Львове
25 мая, 2018 - 12:16

Проект решения Львовского областного совета о ликвидации психоневрологического диспансера, путем присоединения к коммунальному заведению облсовета «Львовская областная клиническая психиатрическая больница», вызвал массу обсуждений среди общественности Львова и области. Напомним, «День» предоставлял аргументы сторон в материале «Решения еще нет» (https://day.kyiv.ua/uk/article/cuspilstvo/rishennya-shche-nemaye). Коллектив диспансера категорически против, а в областном совете говорят о процессе оптимизации. В то же время отмечают, что продолжается общественное обсуждение проекта.

«День» поинтересовался мнением по поводу возможного реформирования у известных представителей отрасли. В частности профессор Александр Фильц опровергает слова руководителя Департамента здравоохранения (сказанные на заседании совета) о том, что концепция оптимизации наработана группой ведущих психиатров во главе с профессором Александром Фильцем несколько лет назад. «Концепция, которую мы предлагали тогда, в любом случае не предусматривала ликвидацию диспансера, — говорит пан Фильц «Дню». — Диспансер имеет поликлиническое отделение и дневной стационар — два отделения, которые работают по самым современным мировым стандартам. Это стационары, которых мало в Восточной Европе по эффективности и правильности работы с пациентами и по современным подходам. То есть ликвидация этих стационаров означала бы ликвидацию того, что имеется на наиболее высоком уровне во Львове, а это с точки зрения медицинского менеджмента — полный абсурд».

«Эта история с диспансером вообще специфически «нашеукраинская», — считает врач-психиатр и правозащитник, президент Ассоциации психиатров Украины, член Американского общества психиатров Семен ГЛУЗМАН. — Когда дают вниз право децентрализации, то происходит то, что не должно происходить. Потому что решают чиновники, которые плохо понимают, что они делают. В основном они думают об экономии средств и не принимают во внимание экспертную оценку, как и в данной ситуации. А это плохо заканчивается для отрасли, и в том числе для пациентов. Это плохой пример для других областей Украины. Если проигрывают здоровые инициативы психиатров Львовской области, то это начнется всюду и чрезвычайно плохо».

«Хороший сигнал лишь в том, что врачи наконец осознали, что их никто не будет защищать и бороться они должны сами. Теперь просыпаются специалисты с вопросами: «Как же вы принимаете решение без нас?» — продолжает Семен Глузман (напомним, врачи устроили пикет около облсовета во время его заседания, в том числе по этому вопросу). — Во-первых, в цивилизованных странах люди думают, прежде чем делают. Во-вторых, они считают деньги. Конечно, нельзя закрывать эти амбулаторные пункты. Их не закрывают за рубежом, наоборот — создают какие-то социально значимые центры для того, чтобы действительно помогать людям выздороветь, вернуться к социальным связям. Это и стоит значительно дешевле, чем содержать больных в больницах. Нужно создавать как можно больше возможностей для хронически больных. А здесь наоборот — предлагают всем идти в клиническую больницу Кульпаркивскую. Вообще в большинстве стран мира поняли, что соблюдение прав человека — выгодно для государства».

Также Семен Глузман убежден, что в обсуждении этого решения должна принимать участие и группа специалистов из Министерства социальной политики. «Мы, врачи, не должны брать на себя ту работу, которую за рубежом имеют социальные службы. Но они не могут взять на себя всю ответственность, когда молчит Министерство здравоохранения. Должна быть нормальная дискуссия. Поэтому ненужно закрывать амбулаторные службы, нужно создавать новые. Они в мире есть везде: и в Латинской Америке, и в Африке, и в Азии», — подытожил Семен Глузман.

Примечательно, что инициативу присоединения психоневрологического диспансера львовские чиновники не обсуждали и с психиатрической больницей. И.о. главного врача Александр Губарь, удивленный этой инициативой, рассказывает «Дню»: «Исполняя обязанности главного врача полтора года, могу сказать, что за это время со мной никто не советовался по поводу данной инициативы. Я не знал о таком решении».

«Никто не утверждает, что медицинская отрасль не нуждается в реформировании. Но я не могу понять, почему у нас все реформы начинаются с ликвидации. Вряд ли где-то есть заключение какой-то рабочей группы, где четко выведено, что это заведение не функционирует, не выполняет своих заданий, поэтому рекомендуется присоединить его к психиатрической больнице, которая сможет выполнять все эти функции. Это был бы правильный подход к данному вопросу. В рамках обучения я два года проходил ординатуру в психоневрологическом диспансере. Я знаю, как это учреждение построено изнутри и какую нагрузку оно на себе несет. В пределах Львова это единственное заведение, где оказывают амбулаторную психиатрическую помощь. Во втором стационаре есть много лечебных программ, аналогов которым нет. В частности, программа лечения нервной анорексии», — рассказал Александр Губарь.

«Кроме этого заведения больше нигде нет подготовки медицинского психолога. Формально она существует, но люди после завершения учебы не способны работать в психиатрической больнице, ведь они не имеют навыков, которые там дают. Поэтому вопрос: каковы мотивы поднимать эту тему? — рассуждает и.о. главного врача психиатрической больницы. — Их я вижу только в ключе экономической оптимизации. Но тогда нужно вещи называть своими именами: «мы занимаемся не реформированием психиатрии с целью лучшего предоставления услуг, а решением экономических вопросов и экономией бюджетных средств». И это не имеет никакого отношения к улучшению медицинских услуг. В целом нам нужно разрабатывать свою систему психиатрической помощи. Делать это профессионально, изначально выучив то, что мы имеем, какие проблемы существуют в нашей психиатрии».

Пан Губарь также считает, что для решения вопроса нужно межотраслевое сотрудничество, в том числе и с Министерством социальной политики. «Многие наши пациенты — это те люди, которые нуждаются больше в социальной помощи, чем в медицинской. Это первично глобальная проблема», — объясняет Александр Губарь. «Об этом стоит говорить в рамках реформирования психиатрии. Относительно плана мероприятий до 2030 года, он предусматривает децентрализацию учреждений, их уменьшение, но это не ликвидация, а уменьшение в объеме. Когда филиалы открываются в районных центрах, помощь начинает предоставляться на местах. Это приводит к тому, что центральное учреждение имеет меньшую нагрузку, в связи с этим она эволюционно сокращается. И тогда мы в определенной степени сможем выйти на децентрализованный уровень», — таково виденье правильного подхода к реформированию психиатрии у и.о. главного врача Львовской областной клинической психиатрической больницы.

Поэтому эксперты свое слово сказали. А какой путь выберут во Львовском областном совете, покажет результат общественных обсуждений

Оксана ГРУБА, Львів, фото Романа БАЛУКА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ