Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экзамен для родителей

Хорошо провести школьные каникулы можно где угодно, надо знать — как
28 мая, 1996 - 19:54
«ЗАЛОЖНИЦА КАМЕННЫХ ДВОРОВ» / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЛИТВИНЕНКО

На носу — летние каникулы. Миллионы школьников всех возрастов вздохнут с облегчением: наконец можно рано не вставать, не готовить домашних заданий, не волноваться перед уроками, не напрягаться на физкультуре. И еще много таких «не». Но что же тогда надо делать на каникулах, неужели бездельничать? Психологи говорят, что отдых только тогда пойдет на пользу ребенку, когда будет хорошо продуманным и организованным — таким, который будет развивать его, даст новые положительные впечатления и опыт. К сожалению, далеко не все родители догадываются о необходимости серьезно отнестись к отдыху детей: многие пускают ситуацию на самотек, кто-то переводит ответственность на государство — на организацию летнего оздоровления детей в лагерях. Кстати, правительство уже внесло на рассмотрение Президента проект Указа об «Организации летнего отдыха и оздоровления детей в 2008 году», поэтому сумму средств узнаем впоследствии (зато власть Киева уже выделила на эти потребности почти 31 миллион гривен). Но каникулы — это не только лагерь, это и семейное общение, общение с друзьями, поездки в село, экскурсии... Времени — очень много. Психолог Тернопольской классической гимназии Мария КВИЛИНСКАЯ дает советы родителям, как использовать эти три месяца жизни с пользой для ребенка.

— Пани Мария, насколько дети устают от учебы в течение года?

— За девять месяцев учебы дети действительно устают. Влияет и пора года — тепло настраивает детей на отдых, у кого-то — авитаминоз, дети теряют энергию. Усталость проявляется в вялости таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Под конец учебного года нередко бывает, что чтобы сделать определенное задание, детям следует прибегать к волевым усилиям. Поэтому отдых нужен для всех детей. Особенно, для детей со слабой нервной системой, хотя и для тех, у кого нервная система сильная — тоже отдых нужен. Вопрос — какой? Это необходимо решать, исходя из особенностей конкретного ребенка. Есть дети, которым больше пользы дает общение с природой, чем общение с людьми, так как общение с людьми их утомляет.

Речь идет о детях с более слабой нервной системой, для которых излишек раздражителей содействует переутомлению. Это дети меланхолического типа темперамента — медленные, задумчивые, мечтательные. Они любят больше быть одни, отдыхать с книжкой, чем в обществе сверстников. Хотя такие компании сверстников очень полезны именно для подросткового возраста, когда дети больше времени проводят с ровесниками и меньше времени отдают семье, родным. Но такое общение может нести угрозы. Родители должны обратить внимание на то, чтобы окружение ребенка было безопасным. Особенно летом, когда многие родители работают, а дети остаются дома одни. Родителям следует знать с кем дружат дети, кто входит в компанию, где они проводят свободное время (например, во дворе), каковы ценности в этом обществе. Хорошо, если там негативно относятся к курению, употреблению алкоголя, наркотиков и ведут здоровый способ жизни. Если в этой группе будут позитивные ценности, то таковым будет и влияние на ребенка. Но бывают и плохие компании, где ребенок может научиться курить, пить и тому подобное. Как правило, там есть вожак, на которого все равняются и должны выполнять то, что для него является ценностью, идеалом и нормой поведения. Поэтому волей-неволей в таких компаниях ребенка могут приучить к употреблению алкоголя, никотина и наркотиков. Родители должны следить за тем, чтобы окружение ребенка было безопасным.

— Многие дети, особенно в городах, зависают в компьютерных клубах, много времени проводят перед телевизором. Что вы посоветуете родителям, дети которых уже стали зависимыми от этого?

— Соответственно возрасту ребенка есть определенные нормы времени, которое можно отводить на игру за компьютером или перед телевизором. Как правило, время ограничивается часом. А для малых детей — получасом. Потому что компьютер, кроме всего прочего, влияет на нервную систему ребенка и также приводит к усталости. Также от долгого сидения за компьютером страдают глаза, спина, ребенок облучается. Но самое главное, что ребенок отрывается от реальности, и потребность в общении, которая, например, у подростка является очень выраженной, не может быть удовлетворена. Компьютер и телевизор должен приносить ребенку пользу, а не вред — помогать учиться, развивать его, расширять мировоззрение, положительно влиять на сознание, а не программировать на агрессивные действия, как это может случиться, когда ребенок играет в агрессивные игры или смотрит агрессивные фильмы. Соответственно, все впоследствии проявляется в поведении. И телевидение, и компьютер не могут заменить ребенку человеческого общения. Потому что общение развивает эмоциональную сторону человека: сочувствию, сопереживанию, толерантности, тактичности, товариществу ребенок может научиться только при общении с другими людьми, в коллективе, с ровесниками, старшими и младшими по возрасту. Без этого опыта ребенок, когда вырастет, не будет уметь это делать, будет теряться в различных жизненных ситуациях. Такой опыт приобретается только в социуме. Наконец, сидение перед компьютером или телевизором — это не отдых. Отдых — это смена деятельности, которая ребенка развивает (можно больше заниматься спортом), жизненных обстоятельств (поехать в лагерь, в село или к морю) в зависимости от его особенностей и, конечно, финансового положения родителей.

Важно, когда родители планируют отдых ребенка, они не должны забывать о том, что определенное время должно быть уделено для отдыха в кругу семьи. Это очень важный момент, чтобы ребенок почувствовал, что он является членом семьи, что его любят, принимают, что с его мнением считаются, что он нужен родителям, что он важен. Потому что круг семьи — это очень мощная атмосфера для воспитания, налаживания отношений. Тогда дети лучше узнают своих родителей, а родители — детей. Это очень ценный опыт, поскольку в будущем дети должны стать родителями, которые будут воспитывать детей, а модель поведения возьмут от своих родителей. Главное — чтобы у ребенка не создалось впечатления, что эти три месяца он обременяет родителей и что они думают куда его деть: месяц в одном лагере, месяц — в другом, потом — в село к бабушке, а общение с мамой, папой становится дефицитом. Пусть на это общение пойдет не так много времени, но оно должно быть гармонично — не важно количество, важно качество.

— Многие родители часто отвозят детей в село к бабушкам из-за того, что не могут оплатить им путевку в лагерь или поездку на море. Какие могут быть плюсы и минусы таких каникул?

— Отдых в селе может быть очень хорошим. Я говорила, что дети меланхолического типа темперамента нуждаются в общении с природой, животными и отдыхе в таких местах, где есть меньше раздражителей, например, меньше шума. В селе ребенок получает другой опыт, который также нужен, чтобы знать как выглядит корова, коза, домашняя птица; что картофель не растет в сетке, а редиска не растет пучками... Т.е. полезно для общей осведомленности. Не нужно забывать, что отдых в сельской местности или где бы то ни было должен быть спланированным. Родители должны знать, что дети под присмотром, что дети следуют режиму дня, что они правильно питаются и что этот отдых не повредит здоровью. Также в течение этого времени родители должны поддерживать связь с ребенком: чтобы знать из его уст, чем занимается ребенок, быть в курсе о его достижениях, волнениях. Родители своим поведением должны дать понять ребенку, что он нужен и что они отвезли его в село или в лагерь с пользой для него. Ребенок должен быть мотивированным перед поездкой: он едет в село, потому что там его ожидают любящие бабушка с дедушкой, что там он найдет себе новых друзей, хорошо проведет время...

Если же ребенка отвозят в лагерь, поездку также надо планировать. В первую очередь родители должны поинтересоваться у ребенка, хочет ли он туда ехать. Потому что есть разные дети. Например, дети с низкой адаптацией в любых новых для себя обстоятельствах теряются, чувствуют неуверенность. Им тяжело привыкнуть к новому коллективу, к новым правилам жизни, воспитателям, обстоятельствам. Таких детей следует дополнительно настраивать на жизнь в лагере: рассказать об особенностях, рассказать о режиме, условиях жизни. В общем, в большей или меньшей степени, к этому всех следует готовить. Это касается даже деталей, поскольку дети в лагере должны себя обслуживать — что-то постирать, убрать в своей тумбочке и тому подобное. Если у ребенка данная поездка в лагерь не первая, ему будет значительно легче адаптироваться. А для детей с низкой адаптацией будет полезно, если они будут ездить в один и тот же лагерь несколько раз...

— Три месяца отдыха быстро пробегут, и детям необходимо будет опять собираться в школу. Как помочь им опять включиться в учебный процесс?

— Необходимо, чтобы за неделю-две дети вернулись из своих поездок в обычную атмосферу и обстоятельства. Чтобы опять встретились со своими друзьями, одноклассниками. Соответственно беседы у них будут о школе, воспоминания каких-то моментов. Они вспомнят о задании на время каникул — кто что выполнил, кому что надо сделать. Все это будет настраивать ребенка на учебу. Конечно же, будут семейные покупки в школу — тетради, карандаши, альбомы. Это также настраивает ребенка на учебу. Ребенок опять просмотрит свои тетради, учебники, увидит, что ему нужно для учебы в школе. Очень плохо, когда детей привозят в последние дни августа, потому что нет времени на адаптационный период, который является очень важным... Труднее всего настроиться на учебный ритм самым младшим школьникам. Хорошо было бы им напомнить о школе, пересмотреть учебники, чтобы детки вспомнили, что они изучали.

Также было бы полезным вместе с родителями подытожить отдых: где были, что увидели, что интересного они узнали, возможно, какую книгу прочитали. Когда дети приходят в школу, они обмениваются такой информацией, и очень хорошо, если ребенок может рассказать другим что-то интересное. Плохо, когда ребенок не подготовлен к такой беседе с ровесниками: если его спросят и он не сможет ответить на такой вопрос, это может его огорчить. Поэтому родителям нужно учить детей подытоживать свою деятельность (отдых — это тоже деятельность).

Что касается деток, которые идут в первый класс, то было бы очень полезно, чтобы перед учебой родители повели их в школу, показали класс, в котором они будут учиться, познакомили со школой, учителем, посмотрели различные помещения, провели маленькую экскурсию — работники школы, думаю, в этом помогут. Это даст ребенку возможность настроиться на учебу, а все незнакомое его не будет пугать.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ