Михаил КОВАЛКО, председатель парламентского Комитета
по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной
безопасности:
— С 1993 года каждую зиму наша энергетика переживает на
грани своих технических возможностей. Народная мудрость про подготовку
саней летом до нас не доходит — каждую зиму мы спасаем энергетику, каждую
весну — сельское хозяйство.
Ситуация осложняется тем, что в Украине сконцентрированы
мощные энергоемкие производства. Уровень их энергоемкости превышает аналогичные
показатели в развитых странах в 5—12 раз, а российский и белорусский —
в 1,5 —2 раза. За прошедшие семь лет энергозатраты на производство единицы
национального валового продукта выросли на 37%. То есть, мы каждый год
стали «проедать» 1,4 миллиарда гривен, ничего не производя. По ВНП на душу
населения Украина занимает одно из последних мест в мире, но уверенно стоит
на третьем месте по потреблению каждым гражданином природного газа. Создается
ситуация, когда отечественный производитель в принципе не может конкурировать
на внутреннем рынке, так как любой импортный товар в 2—5 раз менее энергоемкий,
а потому более дешевый. И никакие полицейские меры проникновение импортного
товара в Украину не остановят.
Главной причиной такого положения является отсутствие действенной
стратегии функционирования и развития топливно-энергетического комплекса.
Функционирование отрасли регулируется только постановлениями правительства,
не хватает законодательной базы. Отсутствует единая ценовая политика государства,
вместо рынка электроэнергии имеем рынок долгов за нее. Ресурсы отрасли
находятся на той грани, за которой наступают неуправляемые и необратимые
процессы. Если не будет вложений в отрасль, придется тратить несоизмеримые
средства на строительство энергетики Украины с нуля.
Алексей ШЕБЕРСТОВ, министр энергетики Украины:
— Основной причиной кризиса в энергетике являются неплатежи
и наши упущения в ценообразовании. Долги потребителей за отпущенную электроэнергию
достигают 5,1 миллиарда гривен, что эквивалентно четырехмесячному потреблению
электроэнергии в целом по стране. Причем с начала года эти долги выросли
на 63%. Основные должники — жилищно-коммунальное хозяйство (1,6 миллиарда
гривен, причем отключить его мы не можем), угольная промышленность (722
миллиона) и сельское хозяйство (518 миллионов). Кстати, от населения отрасль
недополучила в этом году 93 миллиона гривен. Долг перед АЭС — 1,9 миллиона
гривен. Отрасль, со своей стопроцентно ликвидной продукцией должна своим
работникам более 195,6 миллиона гривен по зарплате. Долг наш в госбюджет
составляет 1,18 миллиарда гривен и вырос в три раза только в текущем году.
Мы, электроэнергетики, оказались заложниками ситуации.
Нам не хотят отпускать бесплатно ни уголь, ни газ, а мы деньги за свою
продукцию собрать не можем. А так как мы замыкаем топливно-энергетический
цикл, то все претензии предъявляются к нам.
Что касается приватизации: нам, энергетикам, приватизация
не нужна. Но на развитие отрасли нужны средства. Это вынужденная мера,
чтобы привлечь средства. Из бюджета их взять, как видим, невозможно, а
оборудование на станциях в тяжелых условиях.
Евгений МАРМАЗОВ, заместитель главы Комитета ВР по вопросам
топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности:
— Стратегическая линия в энергетике просматривается пока
одна: взять у комплекса все что можно и что нельзя. Наибольший негатив
в топливно-энергетическом комплексе — непрофессионализм в управлении. Так
сложилось, что отраслью может командовать кто угодно.
Особенно много непонятного в атомной энергетике. Президент
Национальной атомной энергогенерирующей компании «Энергоатом» Нур Нигматулин
лично определяет операторов-поставщиков электроэнергии и ядерного топлива.
Это почему-то, как правило, сомнительные фирмы с ограниченной ответственностью.
И коммерческие структуры, операторствующие на этом рынке, создали запутанные
схемы расчетов — бартер, переуступки требований, способствующие разворовыванию.
И ни копейки не вкладывают в развитие отрасли. А перевариваются там миллиарды.
Для атомных станций цена киловатт-часа один цент, для тепловых — три. Разрешается
дисконт за энергию, выработанную атомщиками. Это безобразие! Оптовая цена
на электроэнергию должна быть одна для всех потребителей.
Непонятно также, куда делись деньги за электроэнергию,
выработанную из компенсационного топлива, полученного Украиной за вывезенные
в Россию ядерные боеголовки? Это несколько миллиардов долларов! У Украины
была возможность создать свой ядерно-топливный цикл. Но средства, предназначенные
для этого, исчезли, и сейчас нечем атомщикам платить зарплату, не за что
заменить изношенное оборудование...
Ефим ЗВЯГИЛЬСКИЙ, народный депутат:
— Пока попытки исправления ситуации сводятся к частным
мерам, ничего по сути не меняющим. Нужны решительные шаги по узловой проблеме
— проблеме неплатежей. А она не существует отдельно для энергетики, отдельно
для других отраслей. И меры по ее преодолению отсутствуют и в программе
правительства, и в проекте бюджета, и в принципах кредитной политики Нацбанка.
СПРАВКА «Дня»
До 1991 года украинская электроэнергетика создавалась как
часть общесоюзной энергосистемы. Общая генерирующая мощность электростанций
Украины составляла 54,6 тысячи мегаватт. Производство энергии составляло
300 миллиардов киловатт-часов в год, приблизительно одна десятая энергии
экспортировалась. В целом энергетическая система Украины была самодостаточной
и в советские годы, однако в некоторых регионах существовал дисбаланс генерирующих
и потребляющих мощностей. Так, например, дефицитной была региональная система
«Харьковэнерго», которая объединяла Харьковскую, Сумскую и Полтавскую области,
и мощности компенсировались с территории Российской Федерации. Системы
«Донбассэнерго» и «Днепрэнерго», наоборот, имели излишек генерирующих мощностей,
энергия с которых передавалась соответственно в Россию и в южные и центральные
области Украины. Наиболее неприятной деталью энергосистемы Украины является
отсутствие маневренных мощностей. Фактически они составляют 9% (мощность
гидроэлектростанций Днепровского каскада). Маневрирование мощностями атомных
электростанций невозможно, а для того, чтобы обеспечить их работу в устоявшемся
режиме, их доля в производстве энергии была поднята с 27% в советское время
до 49% в наше. Использование для маневра тепловых электростанций также
привело к значительному падению технико-экономических показателей их работы
за счет износа оборудования и меньшей рентабельности — так, удельное потребление
топлива выросло за последние восемь лет на 40%, а коэффициент использования
мощности упал до 43,4%. В заключение отметим, что в Украине, как и когда-то
в СССР, совсем отсутствует политика рационального использования энергии
даже в плане энергосбережения, не говоря о системном видении процессов
от добычи энергоносителей до потребления электроэнергии.