2011 год для «Дня» оказался богатым на события. Мы отметили свое 15-летие, представили серию марок «День»: Великие имена», новинку из Библиотеки «Україна Incognita» — книгу «Сила м’якого знака», фотоальманах по итогам наших фотовыставок. Еще одним — эстетическим — воплощением в этом году для нас стал «Клубный платок «Дня», который является своеобразным маркером интеллектуального содружества «Дня». Платок — это результат творческой кооперации: идея — главного редактора нашей газеты Ларисы Ившиной, уникальный принт — признанного художника-графика Павла Макова, воплощение — так же признанного дизайнера Лилии Пустовит. Стоит сказать, что наш «Клубный платок» стал заметным явлением в среде наших авторов, читателей и друзей, ведь в создании нового эстетического поля страны мелочей не бывает.
В канун праздников «День» пообщался с Лилией Пустовит и Павлом Маковым — о «победной поступи» «Клубного платка» «Дня» и потребности страны в эстетике.
Лилия ПУСТОВИТ: Больше хорошей музыки
— В этом году вместе с Павлом Маковым вы создали проект к 15-летию «Дня» — платок. Среди наших авторов и друзей он буквально вызвал фурор. Как считаете, благодаря чему произошло такое попадание «в цель»? Насколько, на ваш взгляд, эстетика важна для журналистики, для медиамира?
— Мне кажется, во всем необходим баланс, — и в творчестве, и в социально- политической деятельности, и даже в шоу- бизнесе. и когда объединяются разные люди с похожим мировоззрением , и создают вместе продукт- важно, что он может быть одинаково интересен разным людям, которых объединяют общие культурные и моральные ценности...Этика и эстетика одинаково необходимы и в журналистике, и миру моды, и в любом проявлении человеческой деятельности, если мы причисляем себя к развитому сообществу людей.
— В нашей стране — и это общепризнанно — существует дефицит стиля. Тем временем, как писал «День» буквально на прошлой неделе, эстетизация среды — один из главных пунктов антитоталитарной программы. И здесь нет и не может быть мелочей. Замечаете ли вы сдвиги в эстетическом поле страны? Кто их продуцирует? И как эти сдвиги ускорить?
— Очень мало продвижения происходит в телевидении, к сожалению, а это метод наиболее массового влияния, и хотя очень много моих знакомых давно не смотрят ТВ, а всю информацию получают в интернете, и там же ею обмениваются — что важно, сейчас происходит все большая концентрация на визуальном, на картинке, так называем «гламуре» (по Пелевину), и все меньше — на «дискурсе», поэтому если мы хотим каким то образом быть причастными к эстетическим изменениям в обществе, очевидно, нужно больше действовать методами, рассчитанными на быстрое визуальное восприятие. По- моему, для молодежи и людей среднего возраста с каждым днем все важнее становится фейсбук и возможно, твиттер, но в глобальном смысле для Украины важнее всего картинка, которую она читает в ящике телевизора, и поэтому все зависит от людей, которые эту картинку создают. А среди них все меньше остается тех, кто действительно обладает высоким культурным и эстетичеким потенциалом.
— В прошлом году вы запустили совместный проект с массовым обувным брендом. Это был довольно смелый шаг, ведь мы постоянно говорим о необходимости выхода украинских дизайнеров на массовый рынок и знаем, как это бывает непросто. Но вы испытали это на себе. Каковы итоги? Готовы ли украинцы платить за качественное СВОЕ? И готова ли украинская мода стать индустрией?
— Это сложный вопрос. К сожалению, мода не может стать индустрией без определенных экономических изменений и политических решений на государственном уровне. Сейчас деньги вкладывают в аграрный сектор, какую-то другую промышленность, но только не в текстильную и не в швейное производство, поэтому не приходится ожидать качественных изменений в ближайшее время. Морально страна уже готова платить за украинский товар так же, как и за любой другой качественный товар, особенно если этот товар дешевле ...
— Чем вы живете сегодня? Чем подпитываетесь — интеллектуально и духовно? Что пожелаете читателям «Дня» в новом году?
— Мое личное вдохновение — риздвяный концерт Нью Эра Оркестра и прекрасные кавер (ремикс) Макса Черного на Щедрик Леонтовича!
Хочу пожелать не особенно включать в новогоднюю ночь развлекательные ТВ — программы, а послушать больше хорошей музыки, европейской и особенно украинской — Сильвестрова, Скорика, встречаться семьями, петь колядки и щедривки, вспоминать рождественские обряды. Еще желаю чистих светлых праздников, спокойных и радостных.
Павел МАКОВ: Красота руководит нами...
— В этом году вместе с Лилией Пустовит вы создали общий проект к 15-летию «Дня» — платок. Среди наших авторов и друзей он буквально произвел фурор. Как думаете, благодаря чему такое «попадание в цель»? Насколько велика сегодня потребность у людей в эстетизации жизненного пространства?
— Красота всегда была актуальной. Однако людям часто не хватает времени, чтобы обратить внимание и задуматься о том, что актуально и важно для них, недостает времени, чтобы понять, что красота действительно руководит нами. Нельзя сказать, что в настоящее время люди возвращаются к эстетике, — людям всегда было присуще эстетическое ощущение мира: даже самые бедные крестьяне всегда посвящали время эстетике, возможно, даже того не осознавая. Имея не так много возможностей, они украшали свой дом и даже работу свою делали красиво. Это абсолютно естественно.
— Насколько, по вашему мнению, эстетика важна для мира масс-медиа, журналистики?
— Эстетики в мире масс-медиа преимущественно нет. Это связано, во-первых, с нехваткой времени, во-вторых, с нехваткой денег. Впрочем, в большей степени это все же связано с отсутствием у людей желания работать на конечный эстетический продукт. В частной жизни люди уделяют внимание эстетической стороне, а на работе все почему-то сосредоточены исключительно на том, чтобы деньги платили.
Важно, что большинство медиа обращаются к широким массам и почему-то считают, что нет потребности «подтягивать» их к эстетике, а наоборот — идти навстречу плохому вкусу. Я считаю, что это концептуально ошибочная позиция.
— В нашей стране — и это общепризнанно — есть дефицит стиля. В то же время, как писал «День» буквально на прошлой неделе, эстетизация среды — один из главных пунктов антитоталитарной программы. И здесь нет и не может быть мелочей. Замечаете ли вы сдвиг в эстетическом поле страны?
— Нет, не замечаю. Если говорить о нашей эстетической среде, о ее символах, то по большей части ее представляет архитектура. К сожалению, в этой отрасли у нас просто провал: сегодняшняя архитектура — бесцеремонная, неуклюжая, лишенная вкуса. Я бы не говорил, что это из-за нехватки денег — временами средств тратят даже больше, чем нужно. Дело в другом: по большей части архитекторы пытаются подстроиться под вкус заказчиков.
Эстетическое поле страны должны перестраивать все, в том числе и мы с вами. Но сдвиги происходят очень сложно еще и из-за советского прошлого. Люди, которые имеют деньги, часто тратят их как-то некрасиво, если говорить языком эстетики. Есть проблема эстетического воспитания и вкуса, умноженная на большие деньги, — и это переводит проблемы из разряда частных в разряд общественных.
Необходимо очень серьезное эстетическое образование, начиная с детства. Но сегодня в Украине его недостает. И деньги на это государство не выделяет, хотя в образование нужно вкладывать деньги. Сегодняшнее образование рождает все больше людей, для которых лишенные ощущения меры и вкуса роскоши — это образец. Но это проблема не сугубо постсоветская. Кто такие Медичи во Флоренции? Сначала это также были в определенном смысле нувориши, но была также аристократия, на которую они смотрели и с которой брали пример. Для них это был образец, к которому нужно стремиться, если ты имеешь большие деньги. Этот вкус вычеканивался веками.
— Чем вы живете сегодня? Чем подпитываетесь — интеллектуально и духовно?
— Я живу тем, что каждый день работаю в мастерской, это и является моей интеллектуальной и духовной жизнью. Смысл моей жизни — это моя семья и мой труд.
— Ваши пожелания читателям «Дня» в новом году.
— Мне бы хотелось, чтобы люди все же не теряли веру и с этой неутраченной верой продолжали жить дальше, потому что смысл нашего существования — это вера.