Живем во время, когда историческая необходимость вынуждает нас постоянно заботиться о повышении статуса образования, научно-педагогических знаний в общественной жизни, семейном и общественном воспитании. В нашем беспокойном настоящем провозглашаются значительные изменения в образовании, реформирование его, много говорят о совершенствовании методологии педагогических исследований, утверждении научно обоснованных путей развития национальной системы образования и воспитания. Одни ученые и учителя твердят об очередной «пробуксовке» образовательных реформ, вторые — о кризисных явлениях в этой отрасли, третьи — о важных успехах и позитивных необратимых процессах в ней. Общественность ждет солидных педагогических изданий, которые бы проливали свет на важные образовательно-воспитательные проблемы, явления, беспокоящие многих граждан страны, прежде всего украинскую интеллигенцию.
И вот имеем, наконец, красиво изданную книгу «Энциклопедия образования». Главный редактор, президент АПН Украины В.Г. Кремень в обращении к читателям отмечает, что коллектив стремился создать научно-аналитическое издание, в котором будет «на надлежащем уровне научности, полноты и доступности отображена многомерность современных знаний об образовании» (стр. 3).
Анализ изданий подобного типа в предыдущем столетии свидетельствует, что перед нами — первое издание первой отечественной «Энциклопедии образования». Поэтому ученые, учителя, другие представители общественности с особым интересом изучают содержимое книги. Они стремятся найти в ней исчерпывающие ответы на вопрос, что нужно делать в семейном и общественном воспитании, чтобы скорее избавиться от кризисных явлений, например, в моральном, духовном воспитании молодежи.
К созданию энциклопедии был привлечен 291 ученый. Это преимущественно сотрудники АПН Украины. Книга содержит 133 персоналии, 1039 научных понятий, терминов, явлений, событий и тому подобное. Здесь объясняются как традиционные, так и новые понятия, термины, например, «андрагогика», «элитное образование», «козацкая педагогика», «инновации в образовании» и др. В ней подана научная информация из многих областей знаний — педагогики, психологии, философии, истории, искусства, этики и т.д. Анализируя материалы энциклопедии, можно делать обоснованные выводы о реальном состоянии и уровне современного образования в европейском контексте.
Читатели энциклопедии обогащаются ведущими идеями международных общеевропейских документов о развитии образования. Так, в статье «Государственный (официальный) язык» И. Лопушинского приводится весьма актуальная и ценная научная информация. По международным стандартам те государства, «где представители титульной нации составляют 70 и больше процентов от общего количества населения», являются однонациональными, моноэтническими государствами. По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г., в Украине живет 77,8% этнических украинцев. Каждому гражданину Украины нужно знать, что решающую роль единого государственного украинского языка в общественной жизни, в частности в области образования, «в создании моноэтнических государств подтверждает абсолютное преобладание в Европе стран, объединенных одним общенациональным языком (среди 47 европейских стран свой национальный язык является государственным (официальным) в 41 стране, то есть в 87% от общего количества )» (стр. 173).
Анализ материалов энциклопедии убедительно показывает, что многие ученые не овладели в достаточной степени украинской национальной идеей как мощным мировоззренческим ориентиром, методологическим средством решения образовательно-воспитательных проблем.
Часть авторов статей, находясь под влиянием педагогики предыдущего авторитарного режима, односторонне характеризует образовательно-воспитательные явления только как социальные, забывая, что они одновременно имеют и национальный характер. Поэтому глубоко правы В. Андрущенко, В. Лутай, которые в статье «Философия образования» (и в других своих трудах) пишут об украинском социуме, украинской философии и философии образования (стр. 961), об украинском национальном характере, национальной психологии, которые воплощают в себе и трансформированные общечеловеческие ценности.
Известно, что термины «цель воспитания», «воспитательный идеал» являются самыми важными в любой педагогической системе (К. Ушинский, Г. Ващенко и др.), однако им не посвящены отдельные статьи, а в других статьях их суть глубоко не выясняется. К сожалению, в «Энциклопедии образования» не нашлось места положению К. Ушинского (или раскрытию этого положения) об идеале человека как цели воспитания: «Каждый народ имеет свой особый идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру» (т.е. национальному характеру. — Ю.Р.) (К.Д. Ушинський. Вибрані педагогічні твори: В 2-х т. — К.: Рад. школа, 1983. — Т.1. — стор. 76).
Идеалам человека-украинца (казака, рыцаря, защитника Отчизны и др.) присуща, в первую очередь, любовь к родной земле, народу, его будущему — детям. Интересные, научно взвешенные положения, духовные ценности содержит статья книги «Любовь» К. Журбы. Здесь раскрываются педагогическое содержание и смысл, высокое призвание любви — высшей духовной силы, способной лелеять сердца и души детей, находить с ними взаимопонимание, достигать общих целей, маленьких и больших.
Ряд авторов статей рецензированной энциклопедии убедительно обосновывает необходимость реализации в отрасли образования национальных ценностей (родного языка, культуры и духовных традиций своего народа, национального патриотизма и тому подобное). Другая часть ученых (например, В. Киричок в статьях «Ценностное отношение», «Ценностные ориентации» и «Ценности») даже не употребляет термин «национальные ценности» и не называет их. Содержанию книги присущи нередко внутренние противоречия. В одних статьях объективно объясняются события и явления в советский период как в основном научно не взвешенные, заполитизированные и заидеологизированные. В других — как такие, которые достойны уважения и являются достижениями отечественного образования.
Некоторые авторы статей выдают за позитивные, даже прогрессивные образовательные подходы, технологии, инновации, которые не имеют на самом деле надлежащего научного обоснования. Так, в статье «Поликультурное воспитание» Н. Миропольская утверждает, что в педагогике это понятие «характеризует сосуществование многих культур, ни одна из которых не является доминирующей» (стр. 691). Такое поликультурное воспитание на самом деле нарушает многие педагогические принципы, закономерности. Из-за отсутствия места для более детального анализа его приведем положение известного российского исследователя А. Джуринского: «В Западной Европе поликультурное воспитания на уровне государственной политики нередко рассматривается как проявление сепаратизма и угрозы целостности государства» (А.Н. Джуринский. История педагогики. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, с. 334).
В энциклопедии не раскрываются фундаментальные идеи выдающихся украинских философов и психологов И. Мирчука, А. Кульчицкого, Е. Онацкого, Б. Цимбалистого, Д. Чижевского, В. Янова, Я. Яремы и др., которые в своих трудах на европейском уровне выясняют национальные принципы украинской системы образования и воспитания, ее самобытные черты. В статье «Сельская школа» В. Мелешко затронуты важные проблемы оказания научной и материальной поддержки учебным заведениям, которые в сельских условиях переживают сегодня один из наиболее сложных периодов своего функционирования. Ценные идеи современного педагога М. Хилевич относительно новой модели сельской школы, при поддержки МОН и АПН Украины, будут способствовать ее эффективному развитию.
В книге имеют место множество научных неточностей, ошибок, недочетов, стилистических погрешностей. По неизвестным причинам нет отдельной статьи о газете «Освіта» (о других педагогических газетах статьи есть), которая была основана в 1940 году и уже долгое время является надежным ориентиром для широких кругов общественности по многим проблемам общественно-политической, научно-педагогической и образовательной жизни страны.
Издание «Энциклопедии образования» свидетельствует о том, что первый важный шаг в оценке и обобщении результатов развития образования, достижений отечественной и зарубежной педагогики сделано. Целесообразно, на наш взгляд, готовить «Энциклопедию образования» к переизданию, например, в двух томах. В процессе такой подготовительной работы необходимо добиться углубления методологических принципов освещения педагогических событий и явлений, учесть допущенные недостатки и недочеты, обогатить реестр объясняемых понятий, терминов. Желательно заранее написать и опубликовать концепцию создания переиздания «Энциклопедии образования», провести в СМИ, на научных конференциях, круглых столах и тому подобное широкое ее обсуждение.