52-летний профессор, доктор политических наук, заслуженный работник образования Украины, многолетний эксперт и читатель «Дня» Николай Лазарович пошел добровольцем на войну. Он уже прошел выучку в Ривненском военном учебном центре. Николай Лазарович сейчас является командиром отделения регламента и ремонта систем динамической защиты в 14-й Владимир-Волынской бригаде. В настоящее время он находится в отпуске. Из Тернополя планирует завезти бойцам-собратьям благотворительную помощь, в том числе продукты питания, средства гигиены, медикаменты, а также Библию. Сбор помощи организовал Тернопольский национальный экономический университет.
Всю жизнь Николай Лазарович пытается действовать в интересах своего государства не только как ученый, но и как гражданин. В 1991 году, в канун Всеукраинского референдума в подтверждение Акта провозглашения Независимости Украины, два месяца работал в референдном штабе; в 2004 году принимал участие в оранжевой революции, позже — в Революции Достоинства. Историк считает, что теперь перед ним стоит самая ответственная задача — «вложить свою частицу в победу Украины». Верит, что вернется с победой и продолжит преподавательскую и научную деятельность.
«ПУТИН ОЧЕНЬ БОИТСЯ, ЧТО УКРАИНА МОЖЕТ СТАТЬ УСПЕШНОЙ»
— Когда пришел, в военкомате сказали, что я снят с учета. Соответственно написал заявление на имя военкома, чтобы меня возобновили. Прошел медицинский осмотр. Врачи написали, что я ограниченно пригоден для военной службы. Невзирая на это, я настаивал и убедил, что хочу идти, — рассказывает Николай Васильевич.
— Почему так настаиваете на своем участии в войне?
— Если бы я не пошел защищать Украину, я бы себя не уважал. Я историк и могу провести важные параллели. Во время революции 1917—1921 годов люди, особенно крестьяне, крайне неохотно шли в войско. Говорили, что их «интересует больше земля, а войска пусть воюют там, где им нужно, потому что война идет за барские интересы». Соответственно, Москва оккупировала Украину. В 1921—1923, 1932—33 годах был Голодомор — самое ужасное явление во всей мировой истории. Тогда отцы и матери, которые не пошли защищать Украину в 1917—1921 годах, смотрели, как умирают их дети. Я не хочу такого повторения. Сегодня существуют два пути помочь украинской армии: финансово или непосредственным участием в военных действиях. К сожалению, финансово не имею возможности помогать. Хотя, что мог, делал. Я — главный редактор научного сборника «Українська наука: минуле, сучасне, майбутнє». Часть средств от проекта, в частности 1000 гривен, было направлено на потребности украинской армии. Каждый из нас должен по возможности помогать нашим военным, безразличными нельзя быть.
— Что, с вашей точки зрения, стало причиной этой войны?
— Одна из основных причин такая: Украина — это средство, которым Россия хочет, чтобы ее допустили к мировому «столу», чтобы Владимир Путин был на уровне Барака Обамы и руководителей ЕС. Потому что довольно продолжительное время в прошлом веке мир был двухполярным — Советский Союз и демократический мир. После развала Советского Союза мир стал монополярным, то есть один большой центр — и пока еще это США. Путин хочет поднять свой статус и статус России. Есть также другие причины войны: Путин очень боится, что Украина может стать успешной. Если Украина, которая шла рядом с Россией и даже отставала в экономическом развитии, вдруг станет успешным государством, россияне увидят, что у нас демократия, люди живут по европейским стандартам, и каждый человек — ценность, а не винтик системы. Тогда в РФ люди могут задуматься: почему мы так живем, почему такая ситуация. Еще одна причина войны: Путин хочет показать россиянам, что не стоит повторять никакие революции, что они приводят к войне, проблемам и катаклизмам.
Путин хочет разделить мир на сферы влияния. Он хочет возобновить влияние на бывшие советские страны, чтобы эти государства опять были у него под пятой. Я думаю, что демократический мир на это не согласится. К тому же, Россия и Советский Союз — это две разных вещи. В Советском Союзе была такая мощная составная как Украина, которая всегда была более европейской, чем Россия. Уже того, что было, быть не может.
ДВА ФРОНТА: ВОЙНА И РЕФОРМЫ
— На ваш взгляд, как медиа должны писать о войне?
— Никто лучшего не придумал, чем просто сказать правду. Все понимают, что на войне погибают люди. Каждый, кто идет в зону АТО, осознает, что это может быть билет в одну сторону. Но если погибло 15 человек, а говорят только 10 или меньше — это плохое отношение к памяти погибших Героев. Вместе с тем, думаю, что представители медиа, которые освещают тему войны, должны проводить параллели: что делается властью для реформ. Потому что очень много заявлений о том, что в Украине сегодня два основных фронта — это украинско-российский фронт и фронт реформ и борьбы с коррупцией. Поэтому думаю, что это было бы очень уместно проанализировать и показать, насколько успешно проводятся реформы в то время, когда военные защищают территориальную целостность Украины. Если говорить о зоне АТО, на мой взгляд, должен быть единый источник информации, а все другие должны на этот источник ссылаться. Задача журналистов — эту информацию соответствующим образом трактовать.
— Какой должна быть пропаганда в рамках государственной информационной политики во время войны?
— Наилучшая пропаганда — это идти и помогать своей Родине выжить, выбить орду из украинской земли, то есть это непосредственный пример: поехать, посмотреть, накормлены ли солдаты, имеют ли соответствующую одежду, в которой им удобно и не холодно. Чтобы люди увидели, что у военного есть каска и бронежилет. Если государственная информационная политика активно будет работать в этом направлении, я думаю, добровольцев будет больше. Потому что в настоящее время много негативной информации о том, что солдат просто не жалеют. Это не служит хорошей промоцией для мобилизации. СМИ стоит раскрывать душу солдатскую, его отношение, энтузиазм в плане того, что он пошел бороться за Украину. Нужно больше интервью с ребятами, которые воюют в зоне АТО.
У меня абсолютное убеждение, что Украина победит. У Украины великое будущее. Она станет примером для многих других стран, в том числе и для нынешних развитых европейских государств. Украина — это сила, которая вырвалась из советских имперских тенет, вышла на волю, почувствовала волю и теперь будет свободно работать на себя. Все будет хорошо. Вопрос в том, сколько еще московский мрак потребует жертв?!
— Желаем вернуться с победой! Какие у вас планы по возвращении из фронта?
— Моя кандидатская диссертация была о Украинских Сечевых Стрельцах. Это полностью добровольческое войско. Запрещалось агитировать в этот легион. Ребята и девушки добровольно шли защищать свою землю и говорили: «Идем бороться за свободу Украины. Если погибнем, то останутся могилы, на которых будет написано «упав за волю України». Даст Бог, вернусь и буду работать над этой темой. Я запланировал найти фамилии всех тех людей, которые были в легионе Украинских Сечевых Стрельцов. Потому что это были действительно святые люди.