Мировой банк информации исследовал тринадцатилетних школьников в 19 странах мира. Оказалось, что «плоды советского образования» значительно сочнее по количеству приобретенной информации. Впрочем, именно этот «качественный отрыв» до сих пор звучит в основе умилительных речей в пользу «нашего» образования. Но вот незадача, согласно данным этого же исследования применять полученные знания наши дети не умеют. И кривая сравнительного графика резко уходит вниз, оставляя «на коне» западный показатель.
Эти данные привел директор киевского лицея № 157 Виктор Костенко на семинаре для украинских педагогов. Учителя опускали головы, и об их чувствах можно было лишь догадываться. Ведь каждый из них, какой бы тоталитарной и безвариантной не была безликая система, именно тот человек, который заходит в класс, останавливает на себе внимание тридцати пар глаз и... учит.
Саму же систему образования, по словам опытного учителя, постиг неизбежный кризис, «потому что общество переполнено информацией. Простое знание и преподавание материала — этого катастрофически мало».
Вышеупомянутый лицей стал самой показательной из восемнадцати школ Украины, где трещит по швам «школьный вышкол». Тут проводят эксперимент. Пять лет назад его предложил киевскому лицею доктор психологических наук Анатолий Фурман, который заведует кафедрой экспериментальных систем образования в Украинском институте повышения квалификации управляющих кадров образования. На семинаре он привлекал к себе внимание громким голосом и непотухающей улыбкой. Ее «необычность» для такого серьезного мероприятия подтверждала слова о том, «что в школе нас учили высоким идеалам, но не научили повседневным банальностям». Именно эту ошибку стремятся исправить сторонники новой развивающей системы...
На уроке истории в одиннадцатом классе распределили роли секретарей обкомов, диссидентов и директоров совхозов (как в шестидесятых). Через десять минут какой-то «диссидент» создал свою газету, «секретарь обкома» решил, что средства области нужно оставлять здесь же, а «директор» пригласил агронома и даже построил дорогу для своих односельчан. Все эти действия совершались с учетом того, что и с работы можно полететь, и к конкретным законам нужно приспособиться, и самому выжить надо.
Урок напомнил о том, как в разговоре об исследованиях банка информации директор школы подметил, что «жизнь-то — набор нестандартных или проблемных ситуаций. Это особенно чувствуется сейчас, когда многие просто растерялись. Ведь никто не научил не теряться».
А первоклашки на уроке украинского языка почему-то раздумывали (!), зачем им этот язык вообще нужен. Решали они, и кто же эта сказочная «мудрая сова», которая может давать советы, ведь «сам я не про все знаю». Тамара Козлова, учитель в первом классе, рассказала, что как-то на уроке малыш расплакался в ответ на вопрос: «За что меня можно ценить?». Может быть, мудрая сова ответит? А знаете, кто она по мнению первоклашек? МАМА и ПАПА.
По словам психологов, работающих в лицее, все, что происходит с детьми дома, проявляется в их школьной жизни. Именно в этом возрасте мамина улыбка и папина уверенность начинают определять то, как быстро находится ответ на уроке и сколько появится друзей в классе. Психолог Валентина Япринцева как бы замкнула круг поколений в словах о том, что «мы, родители, опираемся на опыт своего воспитания. Оправдываясь, переносим свое незнание на детей, переносим свою нереализованность».
Психолог в школе — пока еще непривычное лицо, и, по словам Виктора Костенко, «учителя не всегда его воспринимают. Ведь считают, что уже сами достигли педагогических вершин». Но новая развивающая система не мыслит себя без психологической службы. Татьяна Шаповал, которая и организовала ее в лицее, сожалеет о том, что «дети изучают все вокруг, кроме самих себя». Выходит, что неизвестными являются простые вещи — как забывать ненужное, расслабляться и т. д. А может, именно в этом незнании себя и тонет вопрос о собственной ценности, который вызвал спонтанные слезы малыша-первоклашки?
У образования, как ни странно по нынешним временам, возникла потребность стать человеческим. Не в значении — нормальным, а — для человека. Раз такая потребность появилась, то наверняка она будет удовлетворена. А как же быть нам, «выходцам из той школы»?