О том, что транспортная сеть столицы далека от совершенства, свидетельствуют и постоянные заторы на дорогах, и машины на тротуарах, и переполненные троллейбусы и трамваи. Что ж удивляться, ведь, как свидетельствует статистика, если в 90-е годы в Киеве насчитывалась 221 тысяча автомобилей, то сейчас их более 800 тысяч (и это только зарегистрированных), а до 2012 года их появится аж около трех миллионов. По словам начальника Главного управления транспорта, связи и информатизации горгосадминистрации Ивана Шпилевого, ежедневно на улицы столицы выезжают 250— 300 тысяч автомобилей, а через четыре года каждый день на столичных дорогах их будет аж полтора миллиона! И это не считая тех, которые заезжают в столицу.
Чтобы избежать того ужаса, который спустя несколько лет может вызывать такое количество транспорта, городская администрация собирается предпринять ряд кардинальных мер. «В европейский Киев — на европейском транспорте» — такое название имеет программа по развитию столичного транспорта до «Евро-2012», которую днями в который раз презентовали в киевской мэрии. Лично мне о грандиозных планах городской власти сделать в Киеве такой транспорт, как в Нью-Йорке, а то еще и лучшим, слышать приходилось не раз. По мнению первого заместителя городского головы Черновецкого Дениса Басса, важнейшим является введение электронной системы управления транспортом (об этом нововведении, кстати, городские чиновники говорят уже больше года, однако до конкретных дел пока что не дошло).
— Информационная система управления транспортом позволит через центральный пункт наблюдения четко отслеживать заторы и при помощи интеллектуальных светофоров регулировать движение. То есть на дорогах уже не будут стоять регулировщики с жезлами — их функции будет выполнять диспетчер, — объяснил господин Басс принцип работы будущей инновации.
Также заместитель городского главы пообещал вместо светофоров, которые уже давно «морально и физически устарели», поставить 500 современных и «умных», являющихся неотъемлемой составляющей электронной системы. Все это собираются сделать до 2009 года, а систему видеонаблюдения вообще установить в 2007—2008 годах. Кроме этого планируют заменить старые дорожные знаки на новые, которые будут видны ночью и днем, и срок эксплуатации которых не меньше восьми лет. А чтобы столицу не перегружал транзитный транспорт, на въездах в город построят грузовые автотерминалы и еще автостанции, где смогут оставлять свои автомобили приезжие, а потом уже путешествовать по столице на общественном транспорте. Последнего, кстати, станет намного больше, чем теперь.
— Если брать метрополитен, то, например, на Троещину мы запроектировали Подольско-Вигуровскую линию, насчитывающую 12 станций. Все они будут размещаться рядом с остановками коммунального транспорта, образовывая так называемые транспортные узлы. Уже в следующем году на Куреневско-Печерской линии метро откроются три новые станции, а в целом эта ветка станет длиннее на 5 станций и их пропускная способность будет составлять 34 тысячи пассажиров в час. Также за три года планируется обновить подвижной состав метрополитена на 635 новых вагонов метро, — отметил Денис Басс.
Еще до 2011 года столичная власть намеревается закупить 650 новых автобусов, 520 троллейбусов и 94 трамвая. В планах — и увеличение количества остановок общественного транспорта, и обновление существующих, в частности, оборудование их электронными табло, где будет указываться время прибытия автобуса или троллейбуса.
Для борьбы с заторами мэрия предлагает построить новые транспортные развязки (всего 80 объектов, включая дороги, узлы, мостовые переходы), и завершить это дело до 2011 года.
Относительно стоимости программы «европеизации» столичного транспорта, то это удовольствие не из дешевых, и стоит оно 38 миллиардов гривен. Чтобы собрать эту сумму, в мэрии рассчитывают на государственный, городской бюджеты и на средства инвесторов.
Однако справится ли столичная власть с такими грандиозными транспортными планами (тем более что до 2012 года времени осталось не так уж и много), сомнения в этом возникают не только у журналистов.
— Программа — хорошая, однако я не уверен, что действующая столичная власть сможет ее выполнить. На сегодня, главная проблема киевской мэрии в том, что там не сформировали действенной команды, которая бы смогла работать на результат. К примеру, в течение одного года железнодорожники на строительство мостов освоили 1 миллиард 700 миллионов гривен. А киевская власть за четыре года никак не может израсходовать 1,5 миллиарда гривен, предусмотренные на это дело! Сегодня вообще непонятно, чем занимаются мэр и его команда, кроме, разве что собственного пиара и дерибана земли, — говорит заместитель министра регионального развития и строительства Украины, а до недавнего времени главный транспортник столицы Иван Салий.
Тяжело спрогнозировать, успеет ли столица достойно подготовиться к футбольному чемпионату, ведь много городов уже приступили к конкретным делам, вместо этого в Киеве — только планируют...