Почему люди начинают собирать определенные предметы, и даже те, которые, на первый взгляд, не особенно примечательны? Не жалея на это времени, денег, усилий. По-видимому, у каждого коллекционера будет свой ответ, но суть его будет сводиться, прежде всего, к движениям собственной души, и меньше — к меркантильным расчетам. Основатель независимого Центра искусствоведческих и этнографических исследований Житомирского Полесья Анатолий Шевчук признается, что на коллекционирование глиняных свистулек, которым он занимается, его побудили воспоминания о детстве...
РОДОМ ИЗ ТРИПОЛЬЯ
Лет 40—50 назад по полесским селам на конях ездили некие «предприниматели» советских времен, которые выменивали у людей всякое тряпье, металлолом, макулатуру, а еще яйца и другие продукты. В городах их коллег называли на русский манер «старьевщиками», а в глубинке — «тындныками» или «онучниками» (потому что они не гнушались старыми онучами). Одной из «валют», которой они рассчитывались, были созданные народными мастерами маленькие глиняные свисточки, часто разрисованные какими-то узорами синего, желтого, красного, зеленого цветов — дети были в восторге от шанса получить такой роскошный подарок. Сейчас в коллекции А. Шевчука — более 600 этих творений, гамма названий которых (кроме упомянутых) включает такие мелодичные слова, как свистун, свистунок, свисток, свистулька, сюрчек, свищик. Размеры их очень разные — от пташечек с полпальца по образу и подобию тех самых, от онучников, — до причудливых персонажей с кувшин среднего объема. Звуки они способны издавать от высоких и нежных тонов до низких басовых нот. Есть и такие, в которые заливают воду, и тогда из них можно выдувать настоящие соловьиные трели. Пение, которое можно извлекать из свистунков, составитель коллекции иначе как божественными не определяет. И рассказывает, что известная исследовательница народного искусства, профессор Раиса Гусак специально изучала силу звучания различных типов таких творений и описывала их как музыкальные инструменты. Кстати, это она признавала, что А. Шевчуком собрана редкая коллекция свистунков. Родословную их, рассказывает сам коллекционер, ведут со времен Триполья, — в раскопках, фигурки из обожженной глины, в которые когда-то свистели наши далекие пращуры, находили вместе с писанками. Наиболее распространенными были фигурки птичек (по-видимому, потому, что их свист был похож на птичий — В.К.). Намного позже появились барашки, кони, олени, тур-олени, другие звери.
Начав из собирания творений мастеров, имена которых были неизвестны или не сохранились, господин Шевчук потом увлекся коллекционированием авторских работ. Вот, например, свистунки Анны Диденко, художницы из Опошни на Полтавщине, — их больше сотни. На каждой свистульке есть свой орнамент, а вылепленные персонажи словно пришли в гости из украинских сказок. Есть мышка с баяном, а еще трехглавая птичка и конь с тремя головами, лисичка, Ивасик-Телесик... Трогательные сказочные или бытовые сюжеты присущие также творениям хмельнитчанки, члену Национального союза художников Украины, народному мастеру Лидии Никитюк — вот курочка трогательно прижимает крыльцом двух цыплят и всем видом показывает, какая она заботливая мать, вот добряк и рыцарь лев, который символизирует силу благородства, киса с ложкой, гордые кони, а овечки или барашки как не музыканты с кобзами, лирами или бандурами, то комедианты. К ним присоединяются колядовщики со звездами. Знаменитые свистульки одесситки Ольги Шиян — курочки, петушки, олени, всадники — также поселились в этом сказочном царстве.
У Леси Денисенко-Еременко (творения известного мастера из рода гончаров с 400-летними корнями также есть в коллекции) уже частые многофигурные сюжетные композиции свистулек, и соответствующие большие размеры. Казаки с девчатами, женщины с мужчинами, черти с петухами, парни, кувшины, горшочки, в которые можно свистеть — это уже некий более реальный человеческий мир. А мастер из Житомирщины, лауреат премии имени Ивана Огиенко Алексей Макаренко, изобрел для своих произведений (и некоторые из них воплотил в свистунках) образ полесского сфинкса — у А. Шевчука можно увидеть несколько таких фигурок. Одна из них — это какой-то хищный зверь, скрещенный с динозавром, о другом, сам автор говорил, что это автопортрет. И неожиданный поворот — на фигурках роспись в виде лепестков цветков.
«ГЛИНА СОЗДАНА ИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА»
Пополнялась коллекция различными способами: ее составитель покупал свистульки, иногда выкладывая за пару чуть ли не всю зарплату, другие ему дарили, и в первую очередь сами мастера, некоторые привезены из-за границы, из Польши, например. Продавать их он не собирается и говорит, что никогда не согрешил, торгуя произведениями народных мастеров. Думает, что дело продолжат дети и внуки. Но считает, что рано или поздно коллекция должна радовать один из музеев народного искусства в Житомире или другом месте, где уважают это направление творчества. Потому что, по его убеждению, народные мастера представляют чистую аутентику украинского мышления, и никак не тяготеют к колхозно-клубному блуду. «Леся Денисенко-Еременко как-то высказала мысль, — говорит А. Шевчук, — что глина создана из физического тела людей, которые умерли тысячи лет назад, и это тело трансформировалось в глину, поэтому там закодирована этнопамять, которую народные мастера извлекают из этих хранилищ. И я думаю, что свистунки в наиболее сложные времена разрушения генной памяти были этноколоколами, звуки которых залетали в души украинских детей. Однако в Житомире пока не видно никаких усилий со стороны руководителей государственных культурно-художественных учреждений, которые бы понимали значение творчества народных мастеров».
Можно вслед за исследователем пожалеть, что в Украине нет моды на такие игрушки как свистульке или на подобные аутентичные украинские игрушки — их заменяют сделанные в Китае американские супермены, пластмассовые автомобили или куклы Барби. В этой связи, по-видимому, не стоит призывать к возвращению в архаику. Но, очевидно, следует не терять ту красоту, то оригинальное и на удивление душевное, что создали наши пращуры.