Киевлянин Евгений Машуров послал на фотоконкурс «Дня» только две свои работы, одна из которых «Свадьба на все село» принесла ему Приз Призов — «Золотой День», а также специальные призы: от «Украинского дома», арт-центра Павла Гудимова «Я галерея» и Украинского дома фотографий. Многолетний партнер студия ювелирного дизайна «Гарарук» изготовила эксклюзивное отличие — подвеску «Золотой День». Единственную в своем роде — на ней написано: «Лучшему. Фото. День — 2009».
— Евгений, с вашей точки зрения, какие задания сегодня стоят перед украинской фотожурналистикой? Выполняются ли они?
— Главное задание — это показать Украину, традиции и людей. Фотографам необходимо следить не только за общедоступными событиями, но и за неординарными, позволяющими увидеть через фотографию мир с другой стороны. Я считаю, что фотокореспонденты не всегда справляются с этим заданием, так как ориентируются на «рейтинговые» и светские события, забывая о более важных вещах. Больше всего поражают люди.
У фотографа Игоря Гайдая есть целая серия фотографий украинцев — он путешествовал по Украине и снимал разные типы людей, разных регионов и социальных статусов. Просто, но очень красноречиво.
Я считаю, если двигаться в этом направлении, фотожурналистику можно приблизить к народу и в тоже время очень разнообразить.
— Фото, по-вашему, это только иллюстрация к материалу или отдельная «история»?
— Хорошая фотография, в которой использован творческий подход, самодостаточна сама по себе. Я считаю, что качественно сделанный и продуманный фотоальбом, по информативности может конкурировать с книгой.
— Школа фотожурналистики в Украине: прокомментируйте. Смогут ли украинские фотографы достойно представить свои работы на престижном международном фотоконкурсе Word Press Photo?
— Фотография это такое искусство, которое позволяет многим только на собственном опыте достигать определенных успехов. Самосовершенствование, чтение специальной литературы, уроки у мастеров — это все работа на собственный результат. Уже два года не проводиться, с неизвестных для меня причин, Word Press Photo в Киеве. Это именно тот фотоконкурс международного уровня, на котором украинские фотографы могут почерпнуть опыт у западных коллег. На последней выставке, я отметил кадры, которые действительно просты по сюжету, но очень выразительны по своему содержанию. Тут все зависит от мастерства фотографа. Ведь для хорошего кадра не обязательны яркие событие или невероятные обстоятельства. К сожалению, украинские фотожурналисты не были представлены на этой выставке в полной мере — я видел только одну работу. Может, остальные просто не запомнились, но — в этом-то и проблема — не было чему запоминаться.
А вот с фотовыставки «Дня» мне запомнилось несколько работ: «Дубль для «Динамо» Натальи Довгой, «Украинский темперамент» Александра Бурковского, «Поливальный понедельник во Львове» Юрия Дячишина, «Столб парламентаризма» Руслана Канюки, а также «Магазин-Склад-Музей» Николая Смилыка. Я даже помню место каждой работы в экспозиции. Вот такими должны быть впечатления от просмотра фото.
— З чего началось ваше увлечение фотографией? Что больше всего любите снимать?
— Все началось с того, что захотелось иметь в своем личном архиве фото лучшего качества. Пленочные «мыльницы» не позволяли делать хорошие кадры, и замечательные моменты просто ускользали. Свой первый более приличный фотоаппарат я купил на барахолке за десять гривен. Мне понравилось качество фотографий, и я решил, что не стоит ограничиваться снимками только своего окружения. Нужно расширять мировоззрение.
Начал фотографировать пейзажи. Была осень с туманом по утрам. Я выезжал в город, искал интересные места и фотографировал. Позже, было увлечение спортивной съемкой — интересны эмоции спортсменов во время выступлений. Дальше работал над портретами. Ну, и наконец самое захватывающее увлечение, которое быстро не проходит, — это жанровая или репортажная съемка.
— А как вы считаете, что важнее для фотоработы — эстетика или содержание?
— В фотожурналистике, как правило, отдается предпочтение содержанию. Но это не всегда правильно. Очень многие фотографии так же как произведения изобразительного искусства базируются на эстетике. Простые сюжеты, как фото, так и картин, порой впечатляют за счет техники исполнения и мастерства фотографа или художника. Многое ведь зависит от ракурса, освещения — эстетика, безусловно, важна, прежде всего, для первоначального восприятия. А уже потом происходит осмысливание и поиск содержания.
— Для вас, фото — это профессия или хобби?
— По образованию я кинооператор. Только потому, что в год моего поступления в университет не было набора на фотографа. Кинооператор и фотограф это смежные специальности, так что недостатка знаний в фоторемесле я не испытываю. Работаю оператором, чаще всего на телевидении. Но как фотограф тоже преуспеваю, а в последнее время это приносит больший доход.
— За фотоработу «Свадьба не все село» вы из рук Ларисы Ившиной получили знак победы «Золотой «День». Для вас это признания или просто драгоценная вещь?
— Подарок действительно оригинальный. Кому показываю, все удивляются и восхищаются дизайном. Я горжусь такой наградой, но какое-то время был не до конца уверен, что заслужил ее. Думаю, может это просто мое везение?
Несколько раз побывал на фотовыставке «Дня» уже после ее открытия. Не мог удержаться, что бы не прислушаться к мнениям посетителей выставки про «Свадьбу на все село». Я увидел интерес к работе, удивление, одобрение, дискуссии. Однажды наблюдал за реакцией иностранной делегации — им понравилось, просили переводчика перевести название, удивленно переглядывались. Когда понял, что людям нравиться, немного успокоился — награда действительно заслуженная.
— На открытии фотовыставки «Дня» было чрезвычайно много гостей. Познакомились ли вы с кем-то интересным? Какие ваши первые результаты общения с «Днем», его читателями, редакцией, фотографами?
— Еще в университете была такая практика: раз в неделю студенты приносили свои фотографии и показывали друг другу, обсуждали, делились опытом. Учеба закончилась и полезный опыт обсуждения и общения тоже.
Теперь эту нишу может заполнить, скорее, даже возвести на новый этап участие в фотоконкурсах. Предоставляется возможность и свои работы показать, и увидеть подходы коллег к ремеслу, и критику выслушать, и пообщаться со старыми знакомыми.
Во время открытия я познакомился с бильдредактором «Дня» Леонидом Бакка. Он сам подошел, похвалил работы, и представился.
Встретил несколько своих знакомых фотографов из Киевского медиа-холдинга, а также режиссера, с которым работал ранее. Последнему, кстати, моя «Свадьба на все село» не понравилась, сказал, что событие, конечно, впечатляющее, но как фоторабота — слишком простая.
Еще я отметил, что многим нравятся одни и те же фотографии, это в основном, пять шесть снимков на всю фотовыставку. Мнения профессионалов в основном сходятся, но, конечно, не обходилось и без дискуссий.
— Что, по вашему мнению, самое ценное в фотоконкурсе «Дня»?
— Это самая большая ежегодная выставка, которая проводится в Киеве. О ней говорят, о ней пишут, ее ждут. Это очень важно. Из моих знакомых практически все хоть раз побывали на фотовыставке «Дня», если не в этом году, то раньше. Безусловно, очень удачно выбрано место для проведения выставки, красиво оформлены выставочные залы и сами работы. Удивило, как много компаний и фирм поддержали «День» и наградили фотохудожников своими призами, это должен сказать, не может не повлиять на уровень мероприятия.
Но самое ценное, по моему мнению, это конечно, неограниченный круг участников. Шанс поучаствовать, как и шанс победить был практически у каждого, кто хоть раз держал в руках фотокамеру и сделал удачный кадр. Это показатель украинской фотожурналистики, ибо аналогов этой фотовыставке в Украине нет. Фотовыставка «Дня» — это стимул для достижения новых вершин, для совершенствования своих навыков и, конечно, для развития таланта фотожурналиста.