В Киеве представили исследование аналитического центра Universitas, в ходе которого эксперты оценивали уровень прогрессивного развития регионов Украины. Согласно исследованию, социальное развитие Украины в 2010 — 2011 годах остается неравномерным: идет речь о доступе граждан к ресурсам, правам и услугам. Больше всего ресурсов, как и раньше, накапливается в Киеве и Киевской области. Столица, а также Севастополь и Полтавская, Харьковская и Ивано-Франковска области в этом рейтинге вошли в пятерку «развитых» регионов. За ними — как «развивающиеся» — идут 16 регионов, среди которых первые позиции занимают Черкасская, Одесская, Днепропетровская, Луганская области. Самыми развитыми по всем показателям — благосостояние, безопасность, экономическое развитие, уровень медицинского обслуживания, охват учебными заведениями (всего 15 индикаторов) — оказались Тернопольская, Черновицкая, Сумская и Волынская области.
— Исследования показывают, что граждане не замечают роста экономики, о котором заявляет власть. Создается впечатление, что государственная политика децентрализации с передачей полномочий и соответствующих ресурсов на уровень регионов либо не проводится, либо осуществляется в крайне деформированном виде. Остается тенденция к поляризации населения на уровне регионов и даже усугубляется из-за хронического затягивания ее решения, а разрыв между городом и селом продолжает расти, — говорит руководитель исследовательских программ аналитического центра Universitas Алексей Якубин.
Некоторые исследователи пришли к выводу, что наименее прогрессивными в социальном смысле являются регионы с минимальной урбанизацией, и наоборот. По мнению политического эксперта центра «Политика» Владимира Цибулько, в данном случае все зависит от самого региона, так как в Украине есть развитые и аграрные области.
— Регионы с высоким уровнем развития включают очень высокотехнологическое и высокорентабельное сельское хозяйство. Например, в Одесской области агропромышленный комплекс является промоутером. Думаю, что Тернопольская, Черновицкая, Волынская области, а также Донецкая (22-е место в рейтинге) потеряли не из-за этого, а потому, что они становились донорами для других регионов: часть людей не нашла себя и покинула территорию — кто уехал в другие области, кто — за границу, — считает Владимир Цибулько. — По моему мнению, важнейший вывод этого и других исследований таков: в Украине уже сформировался объединенный ареал, «украинский материк», который формирует одинаковый характер и способ ведения хозяйства. В силу смежности территории он будет иметь ускоренные темпы развития по сравнению с другими территориями. Я бы назвал эти области — Киевскую, Полтавскую, Харьковскую — первыми на «украинском материке».
По мнению директора программы «Экономическая политика и бизнес» Украинского института публичной политики Максима Бороды, первые места в этом рейтинге вполне прогнозируемы. Это те выводы, к которым приходило большинство исследований, и, к сожалению, пока еще ничего не меняется.
— В Украине существует три модели регионального развития: условно говоря, устойчивая модель развития — Киев, Севастополь, Харьковская область — это «Европа»; интенсивная модель развития в восточных областях Украины — это «Азия», где мощно развивается индустриальная составляющая, хотя это происходит за счет социальных потерь и нагрузки на окружающую среду; третья — это аграрная территория западных регионов — «Африка» с экстенсивной моделью ведения хозяйства: отсутствие мощного развития промышленности, где сохраняются атрибуты традиционного общества — чистая окружающая среда, лучшая социальная ситуация, более безопасное общество, — говорит Максим Борода.
По его данным, если сравнить различия регионов, то, например, ВВП на душу может отличаться в шесть раз; если взять долю интернет-пользователей — в пять раз; уровень охвата детскими дошкольными заведениями — в два раза; уровень смертности из-за отравления алкоголем — в 20 раз; уровень преступности — в три раза, уровень детской смертности — в два раза. Также, по мнению исследователей, у Киева ныне безоговорочные преимущества, но они — относительны. Ведь если брать ресурсы, которыми владеет столица и уровень ее расходов, то уровень услуг, которые предоставляются населению, мог бы быть значительно выше.
— Если мы возьмем все деньги, которые пошли, в том числе и из государственного бюджета в Киев, Харьков, Донецк и Львов, под организацию Евро-2012, — выйдет очень большая сумма. Мы ожидаем, что эти расходы будут акселератором общего экономического развития этих регионов, — говорит председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. — Если подойти формально, то независимо от того, где мы живем, у нас должен быть одинаковый социальный стандарт — образовательные услуги, медицинские и тому подобное. Но у нас система очень искажена. Например, зарплата — это не основной доход, который получают люди. В лучшем случае зарплата составляет 50 — 60%. До кризиса в западных областях уровень доходов был выше, чем в индустриально развитых областях, но если смотреть по зарплате, то в восточных регионах она была выше, чем в западных. И сейчас, если взять зарплату и прибавить к ней денежные переводы от мигрантов, то ситуация будет значительно отличаться.
Во всех развитых странах основу государства составляет средний класс. К сожалению, нам еще далеко до формирования такого костяка, и это показывают исследования. По мнению аналитиков, кроме соответствующего имущественного и образовательного уровней, которые должны присутствовать у представителей среднего бизнеса, во внимание нужно принимать и гражданскую активность — способность организовываться независимо от партийной принадлежности. То есть самостоятельность, которая начинается с имущественной независимости, должна вылиться в социальное поведение.
— Это касается вопроса образования, занятости, а также включенности в социальные сети. Должны быть условия, чтобы квалифицированные специалисты могли проявить свою гражданскую активность, например на предприятии. Но если предприятие принадлежит предпринимателю-депутату, то сложно говорить о политической или социальной активности работников. И это тоже создает проблему для развития среднего класса, — убежден Игорь Бураковский.
Специалисты отмечают принадлежность представителя среднего класса к «нации Интернета». Если с каждым годом количество интернет-пользователей в Украине увеличивается, то остается разрыв между образовательным уровнем и уровнем доходов.
— У нас образовательный ценз не совпадает с имущественным, в то время как в развитых странах этой проблемы нет. У представителей среднего класса должно быть самосознание, а это довольно серьезная проблема. У нас предприниматели, бизнесмены — это одна группа со своими интересами, а врачи и учителя (бюджетная сфера) — другая. И очень часто власть пытается столкнуть их лбами, — говорит Максим Борода. Официальные данные ООН свидетельствует: если человек зарабатывает менее 14 долларов в день, он считается бедным. Поэтому о формировании среднего класса говорить трудно — для этого государство должно сделать усилие.