Чернигов, главный исторический город Северного Левобережья, сохранил четверть архитектурных памятников Украины домонгольских времен, которые последовательно иллюстрируют все этапы более чем 200-летнего периода развития строительного искусства в Киевской Руси. Большую историческую и культурную ценность представляет собой ряд сооружений периода Гетманщины — прекрасные образцы украинского барокко. В 1946 году, вместе с двумя другими украинскими городами Киевом и Львовом, Чернигов был включен советским правительством в особый список исторических городов СССР, всего же к этой категории было отнесено 33 населенных пункта. Но статус исторического города не защитил Чернигов от искажения его оригинального лица.
— Есть понятие «архитектура», а есть — «застройка земли», — комментирует ситуацию коренной черниговец, член-корреспондент Украинской академии архитектуры Андрей Карнабед. — Архитектура включает три фактора: прочность, пользу и красоту; там, где нет последней составляющей, мы имеем дело с застройкой земли. Вся черниговская застройка последних десятилетий не содействует сохранению и обогащению Чернигова как одного из уникальных исторических центров мира. Много городских и областных руководителей этого не осознавали и не осознают.
Издавна градостроители составляли планы застройки с учетом видовых перспектив на архитектурные ансамбли. Не был исключением в этом отношении и Чернигов, еще издалека перед взглядом путешественника раскрывались прекрасные городские ландшафты, величественные храмы и административные здания. В начале 70 х годов, когда еще продолжались времена воинствующего атеизма, возник план застройки поймы Десны. Потребность в этом выразил один высокопоставленный партийный чиновник: «Надо закрыть крестики с киевской дороги». Плодородную землю поймы, кормилицу коров жителей района Лисковица, дома птиц и мелких животных начали калечить бульдозерами. Кампания вызвала активное противодействие городских патриотов, которые «дошли» вплоть до Госстроя СССР, и только после вмешательства этой авторитетной организации это варварство, которое обошлось бюджету в 20 млн. рублей и оставило по себе лунный ландшафт, удалось остановить.
Но дальнейшая борьба чиновников от архитектуры с городскими пейзажами не закончилась. Еще сравнительно недавно с улицы 1-го мая со стороны Александровки открывалась панорама Черниговского вала со шпилями Спасо-Преображенського собора, башней Черниговского коллегиума, сегодня этот пейзаж перекрывает шестиэтажное здание «Проминвестбанка»; улица Любецкая была сориентирована на Елецкий монастырь, с нее открывался вид на одноименный собор и колокольню, которую можно было увидеть и с Гомельского пути. Сегодня этот ансамбль заслоняется кубоподобным строением предприятия связи. При взгляде с пешеходного моста через Десну портится прекрасная панорама старинного Вала, который разрывается причудливой башней речного вокзала.
Но сегодня такие вещи уже можно считать «пустяками». Хаотическая застройка привела к уничтожению целых ансамблей XVIII—XIX веков по улицам Петровского, Челюскинцев, Гетмана Полуботко, которые были характерны и именно для Чернигова. Особенно болезненной для черниговцев была потеря урочища Черниговская Швейцарийка (у юридического техникума). Здесь между живописными склонами протекал главный приток реки Стрижень — Черторыйский ручей, который подпитывался семью ключами. Он исчез под землей, а на месте пруда появилась асфальтированная автостоянка. Есть у этого урочища и другое название — Рашевщина, (от имени Ивана Рашевского, жившего здесь до Октябрьской революции). Сегодня от усадьбы этого известного художника и скульптора остались только руины. Для новых застроек была уничтожена целая серия домов, которые связаны с именами представителей творческой и научной интеллигенции. По улице Кирпоноса было снесено пять домов, связанных с именами черниговских меценатов Енько и Беляевых. Это был первый квартал, построенный после начала регулярного планирования города.
— Таким образом, — считает Андрей Карнабед, — создается среда, где воспитывается примитивное «квадратно-гнездовое» мышление. Архитектура — это музыка форм, это язык конкретного народа. А у нас оказывают сопротивление взятию под охрану неповторимых объектов культурного и исторического наследия, которые мешают европеизации города. Европеизации, конечно, как ее понимает городская архитектура. Хотя в любом действительно европейском городе никому бы и в голову не пришло менять историческое лицо города.
Прошлым летом в Чернигове, по остроумному выражению кого- то из горожан, велась активная «бордюрная война». К величайшему изумлению черниговцев, старинные гранитные бордюры, изготовленные еще у 1820-х годах, выщербленные осколками немецких бомб и снарядов, отшлифованные подошвами многих поколений черниговцев, стали заменять на примитивные бетонные. Но еще большее удивление было впереди: началась срочная реконструкция сквера имени Попудренко, граничащего с Красной площадью, в ходе которой был снесен фонтан (хотя и недействующий), известный в народе как «жабки», и вырублено много деревьев. Эта реконструкция вызвала волну протестов, которая выплеснулась на страницы не только местных, но и всеукраинских изданий.
А городская власть уже лелеяла новый план: строительство в самом центре города подземного торгово-развлекательного центра. В случае реализации данного плана это привело бы к уничтожению парка, разбитого молодежью города после войны, а также похоронило бы возможность устройства пешеходной зоны в исторической части города. Против строительства выступили несколько политических и общественных организаций. В течение месяца были собраны почти 20 тысяч подписей. Но ни эти подписи, ни пикетирование дома горсовета представителями общественности не помогли. 19 июня сессия горсовета приняла решение «О передаче в аренду земельного участка по проспекту Мира для строительства подземного торгово-развлекательного центра».
Но, похоже, на этот раз горожане настроены на более решительное сопротивление...