Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Европейская» зарплата

Ученые считают решение парламента об увеличении ставок младшему персоналу необоснованным и нереальным
8 сентября, 2020 - 10:19
4 МАЯ 2019 ГОДА СОСТОЯЛСЯ ОДИН ИЗ МАРШЕЙ ЗА НАУКУ — УЧАСТНИКИ ТРЕБОВАЛИ ЗАПУСКА НАЦИОНАЛЬНОГО ФОНДА ИССЛЕДОВАНИЙ И ДОСТОЙНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«Поскольку в моей жизни наступят грандиозные перемены, а именно — наконец, будет европейская зарплата, то я буду ходить на работу пару раз в месяц, а в остальное время буду спамить вас ненужной информацией. Хорошо, что в ВР у нас сплошные дипломированные экономисты. Надеюсь, они и работу за меня сделают, и отчет напишут», — так прокомментировала старший научный сотрудник Института проблем криобиологии и криомедицины НАН Украины Дарья ЧЕРКАШИНА новости парламента об увеличении зарплат молодым ученым. Фактически, с ее сообщения в «Фейсбуке» и началась горячая дискуссия между учеными по поводу новых зарплат.

ОБЕЩАЮТ СЕМЬ «МИНИМАЛОК»

На прошлой неделе Верховная Рада внесла изменения в Закон «О научной и научно-технической деятельности», который был принят в 2016 году. Тогда научная среда делала высокие ставки на этот документ, поскольку он должен был действительно реформировать научный сектор, увеличить процент финансирования науки от ВВП, поддержать молодых ученых и финансировать фундаментальные и прикладные исследования.

Однако научного прорыва до сих пор не произошло. Через четыре года после принятия закона парламентарии решили дополнить его изменениями, на которые, как говорится в пояснительной записке, не предусмотрено дополнительных финансовых затрат из бюджета. Так, законопроект уточняет понятие «докторант», «молодой ученый», «ученый совет», «научная командировка», детализирует порядок избрания действительных членов национальных академий наук и т.п.

А также вносит изменения в статью 36 закона об оплате и стимулировании труда научного сотрудника. Так, младшие научные сотрудники должны получать зарплату не ниже, чем семь минимальных заработных плат, установленных законом (ранее говорилось о минимум двух средних зарплатах по Украине). Если верить нардепам, то через три месяца после вступления закона в силу младшие научные сотрудники будут получать более 30 тыс. гривен. Кстати, с 1             сентября «минималку» подняли до пяти тысяч гривен.

Перспектива хорошая, но в нее не верит никто из ученых. Поскольку на финансирование науки негде взять денег. После урезания бюджета для создания антиковидфонда научный сектор так же обеднел, как и образовательный. А закон о научной и научно-технической деятельности, в частности его финансовая часть, не выполняется более девяти месяцев, то есть с начала года.

«ДЕНЕГ ФИЗИЧЕСКИ ВЗЯТЬ НЕГДЕ»

Старший научный сотрудник Института физики НАНУ Антон СЕНЕНКО присоединился к дискуссии коллег в «Фейсбуке» и объяснил, почему чуда с зарплатами не произойдет: «Зарплата ученых в Украине стартует с «минималки», то есть с 4000-5000 гривен. Старший научный сотрудник получает около 8000-9000 (если на полную ставку, плюс надбавки и т.д.). Действительно, с 1 января 2020 г. согласно закону о научной и научно-технической деятельности зарплата младшего научного сотрудника должна быть в размере «двойной средней заработной платы в промышленности в целом по Украине» (в некоторых СМИ писали, что это 19 000 гривен. — Ред.). Такого, конечно, не произошло, потому что депутаты в прошлом году проголосовали за бюджет, в котором все тарифные сетки и финансирование науки сохранены на плачевном уровне, и денег физически взять негде. Поэтому когда голосовали за бюджет — они уже нарушали закон о науке. Поэтому да, закон не выполняется уже девятый месяц подряд, но это никого не смущает — ни Верховную Раду, ни правительство, ни Минфин, ни Президента. На бумаге — одно, в реальности — другое».

Каждый раз общаясь с учеными на ту или иную тему, невольно от них слышить тезис о критическом недофинансировании их института, их отдела, их исследований и т.п. Поэтому правки к закону и якобы высокие зарплаты, мягко говоря, очень огорчили ученых. Большинство из них прогнозирует: невыполнение финансовых обязательств перед учеными со стороны государства приведет к тому, что молодые сотрудники будут увольняться с работы. Хотя именно на них должна делать ставку власть, поддерживать и стимулировать.

«Бюджет и зарплатный фонд уже существует, он неизменен. И он уже сильно дефицитный, поскольку денег по институтам НАНУ на полные ставки не хватает уже который год, несмотря на реорганизацию и сокращение штата, — отметила «Дню» Дарья Черкашина. — Я молчу о средствах на выполнение научной работы, которая у нас, биологов, например, очень затратная и материалоемкая. Таким образом, как только закон вступит в силу (если Зеленский подпишет), из существующих средств необходимо будет платить заработную плату по новым ставкам. Основной состав академических институтов — это как раз не молодежь, которая работает на ставке младшего научного сотрудника, а сотрудники среднего и пенсионного возраста, у которых и ставки выше (а расчет зарплат происходит пропорционально, в зависимости от тарифных разрядов), и стаж, и звания».

В ЗОНЕ РИСКА — САМЫЙ МОЛОДОЙ

По словам Дарьи Черкашиной, поскольку все надбавки обязательны, они влияют на финальную зарплату каждого сотрудника. «Плюс все начальство, в отличие от рядовых сотрудников, работает на полную, а иногда и на полторы ставки, — продолжает она. — В результате пересчета существующий бюджет закончится, не успев начаться. Начальство себя ограничивать не будет, а остальные сотрудники будут или переведены на очень сокращенную рабочую неделю, а при таких цифрах до одного рабочего дня в неделю, или просто уволятся, что скорее всего. Увольняться будут однозначно те, кто помоложе, то есть основная рабочая сила. И, естественно, ни о какой работе в таких условиях речь идти не может».

Очевидно, принимая изменения к закону о науке, с теми, кто представляет ее интересы, чиновники и парламентарии не советовались. «Это абсолютно бессмысленное и непродуманное решение, — добавляет ученый. — Причем я в принципе не понимаю — зачем? Хотят привлечь в ряды избирателей ученых? Естественно, что нас об этом никто не спрашивал. Мы просто хотим, чтобы выполняли существующие законы, в первую очередь прописанные в законодательстве 1,7% ВВП на научную деятельность. Это фантастика, но это закон. Нас вообще никто не слышит, мы не можем добиться отмены налогов и сборов на закупку реактивов за рубежом, а покупаем мы их именно там в большинстве случаев. Мы не можем добиться облегчения работы и закупки прекурсоров. А молодых у нас и так почти не осталось, никто не хочет в здравом уме вести нищенское существование, когда можно уехать в цивилизованную страну, где ученым гораздо легче и комфортнее работать».

Поэтому проблем накопился целый воз, но тащить его дальше ученым приходится самостоятельно. Власть поддерживает тех, кто хорошо справился бы и сам. К примеру, назначает пожизненные государственные стипендии «выдающемуся деятелю образования, доктору технических наук, профессору Александру Семеновичу Зеленскому», потому что об этом премьер-министра Дениса Шмыгаля попросил в своем письме трудовой коллектив Криворожского государственного университета экономики и технологий.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ