Украинцы — это уникальная нация! Часто мы жалуемся на то, что нет пророка в своей Отчизне. Но правда ли это? Или нам просто слишком сложно поверить в то, что гениальные люди до боли простые, они живут рядом с нами, творят, фантазируют, генерируют новую жизнь!
Таким уникальным человеком был Улас Алексеевич Самчук. Простой крестьянский парнишка родился 20 февраля в 1905 г. в селе Дермань, на Ривненщине. О своем родном уголке писатель вспоминает: «Дермань для мене центр центрів на планеті. І не тільки тому, що десь там і колись там я народився... Але також тому, що це справді «село, неначе писанка», з його древнім Троїцьким монастирем, Свято-Феодорівською учительською семінарією, садами, парками, гаями, яругами, пречудовими переказами та легендами». Впоследствии, находясь в эмиграции, автор нередко будет испытывать ностальгию по своему хутору Запорожью, где было так хорошо и спокойно, где закладывались первые фундаменты его интеллигентной личности. Но уже в 8-летнем возрасте маленький Улас с семьей переезжает в Тилявку, поблизости Шумска, ведь учитывая затруднительное финансовое положение семьи, там можно было дешевле приобрести земельный пай и прокормиться.
В том же Кременецком уезде в 1921 г. будущий писатель вступает в Кременецкую украинскую мешаную частную гимназию имени Ивана Стешенко. Юный Улас горел желанием учиться, ведь понимал, что без соответствующего образования он не сможет осмыслить определенные философские категории, ему никогда не понять мировую политику, которая впоследствии заполонила всю сознательную жизнь автора. Именно в гимназии Самчук почувствовал, насколько жесток мир. Этот период прозаик вспоминает в романе «Юність Василя Шеремети» (1947): «Хто прийде у ці нерівні стіни від української ріллі і українського плуга, той винесе звідсіль велику тугу, велику ненависть, велике прагнення будь-що-будь встояти, не впасти, не піддатися, а пройти світ з тавром вигнанця гордо, зі свобідним думанням у свобідній душі». Гимназия хотя и была украинской, там учились преимущественно дети крестьян, однако протекция была польской, а полякам было невыгодно иметь «под боком» образованных европейских украинцев с их постоянными независимыми амбициями. Собственно, из-за этого случались постоянные столкновения и межэтнические конфликты, которые часто выходили за пределы здравого смысла.
В 1925 г. Уласа Самчука, еще до окончания гимназии, мобилизуют в польское войско, но по определенным идейным соображениям писатель дезертирует, на то время в Веймарскую Германию, где тяжелым физическим трудом зарабатывает себе на хлеб, параллельно учась в Бреславском университете. Так необычайно начинается европейское продвижение писателя. В 1929 г. он перебирается в Прагу, где знакомится с Александром Олесем, Еленой Телигой, Олегом Ольжичем, Олексой Стефановичем и другими талантливыми мастерами слова. «У житті кожної людини, — отмечает Самчук, — є час і місце, що творять вісь її буття. У моєму житті таким місцем була Прага і час, у ній прожитий... Але все-таки тут я визрів як письменник, тут формувалися мої ілюзії, мої фата-моргани, мої суперечності. Тут пізнав певне число людей моєї мови, з якими судилося ділити долю і недолю мого життя». Под «мовою» автор понимает не просто слова, а общее мировоззрение, национальную идею, стремление к борьбе, которого так не хватало в оккупированной поляками и россиянами Украине.
Именно в то время Улас Самчук выкристаллизовывается не только как творческая личность, но и как политик. Зерно, посеянное Дмитрием Донцовым в «литературно-научном вестнике», прорастает в Центре культурной референтуры Организации украинских националистов — наибольшей украинской политической партии, которая представляла интересы украинцев за рубежом в то время. «Я не належав до породи пристрасних політиків, але силою фактів був втягнутий в цю атмосферу молодих людей, яким здавалося все можливим і які майстрували фантастичні пляни свого майбутнього», — пишет автор. В условиях борьбы за независимую Украину каждый должен был определиться на чьей он стороне, и свой выбор писатель сделал в интересах украинского национализма.
Однако философское направление Уласа Самчука не было близким к интегральному национализму, который исповедовал его наставник Дмитрий Донцов. Для писателя была важна интеграция в европейское культурное пространство, принадлежность к духовному наследию, которого нас всегда хотела лишить сначала царская Россия, а затем СССР.
Со вспышкой Второй мировой войны в составе одной из походных групп ОУН Самчук нелегально пересекает восточную границу и приезжает во Львов, где бурлит на то время активная украинская общественно-политическая жизнь. Но впоследствии писатель оказывается в Ривном, где возглавляет редакцию газеты «Волинь» (1941—1943 гг.) вплоть до ареста за антинемецкую пропаганду на страницах газеты. Этот факт опровергает миф о коллаборационных настроениях не только Самчука, но и всего украинского подполья того времени. Впоследствии от рук нацистов погибнут друзья Уласа — Олег Ольжич и Елена Телига. Писатель с тяжелой тоской воспримет эти страшные новости и примет решение «идти за границу».
7 сентября 1941 г. в «Волині» выходит статья главного редактора под названием «Європа і ми». Этот текст лучше всего конкретизирует мировоззрение писателя. Война рассматривается как инструмент получения собственной государственности с акцентом на европейскую культурную принадлежность. «Європейська духовність зо всіма її проявами культури, цивілізації та світоглядових рухів, — пишет Самчук, — у певний період історії скупчується в одну активну, ударну воюючу силу, і та сила репрезентує основний зміст і сенс поняття Європа. І тепер якраз до цього поняття висловлюємо наше, українське застосування, якраз це для нас, коли ходить про перспективу майбутнього». Автор осуждает московскую и польскую сатрапию, которая ущемляет права народов на самоопределение, не дает им двигаться эволюционным путем.
О роли украинцев в свержении большевистского режима автор отмечает: «Як у минулому, так і тепер, ми були і є єдиним виявом протесту проти накресленої дійсності в цій частині Європи (Восточная Європа — прим. автора). Ми ніколи не складали зброї і не зрікалися боротьби за поліпшення стану, і коли СРСР мав у своєму нутрі вибуховий елемент, завжди загрожуючий і завжди чинний, це були МИ і тільки МИ». Именно поэтому в горниле Второй мировой войны погибли миллионы украинцев, ведь руками Гитлера большевики стремились уничтожить своего извечного врага — украинский народ. Как отмечает ученый Петр Кралюк в статье «Улас Самчук как европейский мыслитель», советская «гигантомания, кстати, имела свой выраженный антропологический аспект. Ее заданием было «оголомшити» и «розтрощити» человека, чтобы тот чувствовал свою ничтожность перед «великими творіннями». Однако ни сталины, ни ленины не повлияли на сознание автора, они наоборот пробудили в нем ненависть ко всему античеловеческому, что в себе олицетворяла «красная» власть.
Улас Самчук осуждает внутриполитическое междоусобие и пытается объяснить, что в начале новой эпохи, учитывая перспективы перестройки европейской самостоятельной Украины все силы должны быть брошены на совместную работу, иначе ничего не получится. «За нас сьогодні мусять говорити наглядні чини — творення, шукання, удосконалення найденого. Опанування машиною, опунування всіх таємниць, які перестають бути таємницями, коли вони практично розгадані. Це вимагає собою заіснована сучасність, це є ознакою і печаткою доби, це є єдиною запорукою нашого буття в родині великих європейських народів». Видим, что для писателя важна культивация и приумножение единых европейских ценностей, которые, в свою очередь, должны быть не только завоеваны, но и осмыслены как такие, которые создают ореол бытия нашей нации на Земле.
В 1948 г. Улас Самчук перебирается в Канаду, где уже в зрелом возрасте опять тяжело трудится, чтобы прокормить семью. В тот период, уже известный в мире писатель, пишет трилогию «Ост» (1948—1957), романы «Чого не гоїть огонь» (1959), «На твердій землі» (1967) и многое другое.
Стоит отметить, что в течение жизни ни один университет не учил Уласа быть писателем или журналистом. Филигранное слово в нем взлелеяла любовь к родному краю, по которому автор скучал до самой старости. Умер «Гомер із Волині» 9 июля 1987 г. в Торонто, так и не дождавшись обретения Украиной такой долгожданной независимости. Похоронен Самчук на кладбище Св. Владимира в городе Оквилл, Канада.