Люди, звонящие на «горячую линию» организации, теперь могут получить совет юриста. Три специалиста консультируют непосредственно операторов «горячей линии», а в сложных случаях, когда оператор не может сам помочь позвонившему человеку, общаются с переселенцами.
Юридическую поддержку создали с помощью Международной организации по миграции, ранее поддержавшей проект «горячей линии» в целом. Инициатива работает около месяца. Получить правовую консультацию внутренне перемещенное лицо может, если позвонит по номеру «горячей линии» «Донбасс-SOS»: 0 800 309 110.
Олеся ЛЯШУК, координатор по правовым вопросам общественной организации «Донбасс-SOS»:
— Юридическая поддержка «горячей линии» необходима, потому что часто люди звонят с комплексом проблем: начинают с каких-то гуманитарных вопросов и заканчивают правовыми. Мы не открыли отдельную «горячую линию», просто теперь можем проводить юридические консультации по телефону, который работает давно.
Ежедневно к юристам обращаются ориентировочно 20 человек — это одна пятая от общего количества обращений на «горячую линию». Вопросы у людей разные: от элементарных относительно получения статуса ВПЛ до сложных проблем, связанных с реализацией недвижимости или получением выплат от предприятий на неподконтрольной Украине территории. Мы даем человеку алгоритм, что нужно делать, в какие государственные органы обращаться.
Что касается государственных органов — откровенно говоря, сейчас они не слишком открыты к проблемам переселенцев. 13 января 2016 года вступил в силу закон относительно усиления гарантии соблюдения прав и свобод внутренне перемещенных лиц. В законе прописано много новых элементов: в частности, справка о взятии ВПЛ на учет становится бессрочной, для ее получения не нужна отметка миграционной службы. Однако механизма, каким образом все это будет действовать, еще не создали. Нужно дождаться подзаконных нормативных актов, в частности необходимых постановлений Кабинета Министров, потому что государственные органы на местах просто не знают, что делать с нововведениями.