На днях депутаты обсуждали право на жизнь. С января в соответствующей статье Гражданского кодекса появится несколько существенных изменений. К примеру, искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям позднее 22-й недели уже будет считаться противозаконным (сейчас после 28-й). Также высказались депутаты и против принудительной стерилизации — с Нового года эту процедуру можно будет осуществить лишь по желанию совершеннолетнего лица. Если же он недееспособен, то решение должны принять его опекуны. Все эти коррективы — вместе с уточнением термина «репродуктивные технологии» — по мнению министра здравоохранения Андрея Пидаева, позволят приблизить предоставление медицинской помощи новорожденным к европейским стандартам. А кроме того, обеспечить право на жизнь той категории грудных детей, которые родились с крайне маленьким весом.
Шаг действительно необходимый. Особенно если учесть, что в прошлом году на 100 родов в Украине приходилось 86 абортов, показатель младенческой смертности составлял 9,7 на 1000 родившихся живыми, а материнской — 22,5 на 100 тысяч. Аналогичные европейские данные как минимум вдвое меньше. Что же касается абортов, то сопоставление и вовсе бессмысленно: в Германии, например, на 100 родов приходится всего 9 прерываний беременности. Нынешние украинские цифры — еще успех. По сравнению с 90-ми годами стратегические показатели удалось улучшить на несколько порядков. Ведь еще шесть лет назад украинские женщины прерывали беременность в 1,5 раза чаще, чем рожали.
Именно поэтому, как утверждают эксперты, в ближайшие годы за парты будет садиться так мало первоклассников. И хотя печальную тенденцию уже удается переломить (во многих регионах в этом году рождаемость преобладает над смертностью), одно остается неизменным: лишь 6% малышей появляются на свет практически здоровыми. Когда же девочка достигает репродуктивного возраста, она уже имеет целый букет заболеваний, нередко хронических. «Отсюда и вытекает, — говорит доктор медицинских наук, заведующая кафедрой акушерства, гинекологии и перинатологии ЛГУ им. Д. Галицкого Вера Пирогова, — что следующее поколение рожениц вряд ли будет здоровее нынешнего». Сегодня же только 30% родов проходят без патологий. По данным женских консультаций, в последние годы частота анемии у беременных возросла почти в 2,3 раза, заболеваний кровеносной системы — в 1,6 раза, а эндокринной — и вовсе в восемь раз. И это не считая болезней, передающихся половым путем, о которых, по словам врачей, женщины нередко узнают, уже решив завести ребенка.
К слову, половина беременностей в Украине не планируемые. Ничего устрашающего — будь женщины опять-таки чуть здоровее. Сейчас же получается, что недолеченные и недовыявленные болезни почти всем списком «отыгрываются» на потомстве. Плюс — так называемые факторы риска, «влиятельность» которых зависит от региона. Скажем, в Луганской области врачи в первую очередь говорят о некачественной воде, в Донецкой и Запорожской — о загрязненном воздухе, в Херсонской и Ровенской — о несбалансированном питании. Как ни парадоксально, к такому же фактору риска можно отнести и украинские традиции. По словам Веры Пироговой, у нас принято рожать либо в очень юном возрасте, либо (а это с каждым годом встречается все чаще) в зрелые годы. Среди европейских стран лишь в Болгарии процент матерей «до 19» выше, чем в Украине. В то же время раннее деторождение чревато очень высокой вероятностью младенческой смертности или недоношенностью плода. Впрочем, с мамами за 30, как признаются врачи, возникает не меньше проблем. Как правило, следуя европейской традиции, они решаются обзавестись потомством, лишь прочно став на ноги. Однако, будучи уже «в положении», они продолжают укреплять свое положение материальное. «В итоге «благодаря» стрессам, хронической усталости и неадекватной нагрузке имеем преждевременные роды и массу осложнений», — сетует В. Пирогова.
«Незлым, тихим словом» поминают врачи и нынешнюю моду — так называемые альтернативные роды при помощи духовного наставника или частного акушера. Последние лицензированию в Украине не подлежат, а значит, доказать, что именно «частница» принимала роды — практически невозможно. Клиентуру они находят легко: сначала красочно описывают ужасы украинских роддомов, затем — не менее красочно — прелести альтернативного варианта. Последствия бывают разные. Зачастую после экспериментов женщин привозят в роддом в тяжелейшем состоянии. «Альтернатива», правда, существует и на Западе. Но только там на дом может прийти лишь опытная акушерка, как минимум с десятилетним стажем. Кроме того, соглашается она на это далеко не всегда. Для нетрадиционных родов подбираются лишь абсолютно здоровые женщины, ведь в случае чего акушерку сразу же лишат лицензии.
По мнению экспертов, бороться со всеми нынешними негативами можно лишь при помощи профилактики. Как утверждает профессор, заведующая лабораторией генетического мониторинга Института гигиены и медицинской экологии Ольга Тимченко, ни одно, даже самое богатое, общество не способно финансово обеспечить массовое использование сложных технологий, направленных на продолжение жизни. В то же время профилактику — каждое. К примеру, благодаря генетическому мониторингу, проведенному институтом, удалось выявить приоритетные факторы риска возникновения врожденных болезней, самовольных выкидышей и бесплодия. Как оказалось, риск спонтанных выкидышей у женщин, страдающих диабетом или заболеваниями щитовидной железы, вдвое выше. Если будущая мама — с хроническими инфекционными заболеваниями, передающимися половым путем, то рождение ребенка с патологиями в три- семь раз вероятнее. А на примере загрязненной радионуклидами Киевской области удалось выяснить, что курение и инфекции в несколько раз увеличивают влияние радиации на возможность выкидышей. По мнению О. Тимченко, если бы украинцев обследовали массово и систематически (врачи-генетики в том числе), очень многих печальных последствий можно было бы избежать. Сегодня же «под присмотром» — разве что группы риска. А в эти списки, говорит О. Тимченко, к сожалению, попадают далеко не все, кому это необходимо.