Одним из знаковых событий нынешней Запорожской книжной толоки стала презентация издания известного историка, автора первых учебников по истории в независимой Украине Федора Турченко. На представление его книги «Україна — повернення історії. Ґенеза сучасного підручника» собралось много научных работников, студентов и простых запорожцев. Люди желали услышать мнение исследователя о становлении украинской нации, а также о событиях на Донбассе, отношение к революции и взгляд на будущее украинского государства. Мы воспользовались случаем, чтобы поговорить с известным научным работником, заведующим кафедрой новейшей истории Украины Запорожского национального университета об актуальности исторических знаний и значении учебника по истории для развития государства.
«В УКРАИНЕ, ПЕРВОЙ ИЗ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН, БЫЛ СОЗДАН ЦИКЛ УЧЕБНИКОВ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»
— На презентации книги «Україна — повернення історії. Ґенеза сучасного підручника» вы рассказывали о том, как создавались в независимой Украине первые учебники по истории, каких усилий это стоило авторам. Скажите, пожалуйста, если бы не первые смельчаки, которые, несмотря на давление власть имущих, осмелились подать правдивую историю, возможно, в настоящий момент наша страна была бы совсем другой?
— Те, кого вы называете «смельчаками», появились в обстановке общенационального подъема, вызванного провозглашением в 1991 г. независимости Украины. Страна, которая получила независимость, должна была иметь и свою историю. Это очевидно. В первой половине 90-х гг. среди отечественных историков уже было достаточно таких, которые интеллектуально и морально были способны на создание современной научной версии исторического прошлого Украины. Необходимо было «перевести» эту версию на язык школьного учебника. Эта работа требовала согласованных действий научных работников и учителей-практиков. Принимать участие в этой работе были готовы многие учителя.
Парадокс в том, что условия для такой согласованной работы научных работников и учителей впервые сложились в Запорожье, которое в начале 90-х гг. не относилось к научным центрам Украины. Эта работа действительно требовала много усилий, принципиальности, готовности противостоять давлению и откровенному шантажу местной посткоммунистической власти, которая находилась в плену советских мифов о прошлом. Это была борьба за будущее Украины. Историки в этой борьбе победили. В Украине — первой из постсоветских стран — был создан первый цикл учебников по отечественной и всемирной истории. Безусловно, это оказало сильное влияние на формирование национальной идентичности нового поколения украинцев. Мне трудно сказать, какой бы была сегодня Украина и где проходил бы фронт российско-украинской войны, если бы вовремя не были написаны эти учебники.
— При смене власти в стране часто меняется и политический курс, а вместе с ним и подача истории. Насколько такой подход к прошлому Украины влияет на становлении нации, на ее самоидентификацию?
— Есть такое понятие «историческая политика». Политические силы стремятся использовать прошлое для оправдания своей политики. Идет борьба разных версий прошлого. Свидетелями этого мы были с первых лет независимости Украины. Драматичными были годы правления Януковича, когда нам пытались навязать пророссийское виденье нашего прошлого. Это мы хорошо чувствуем и сегодня, в условиях декоммунизации. В этой борьбе рассеиваются мифы коммунистического и пророссийского прошлого и формируется украинская национальная идентичность.
«МЫ ДОЛЖНЫ ПОЛНОСТЬЮ ИССЛЕДОВАТЬ ВСЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЙНЫ»
— Когда начались события на Донбассе, вы начали писать книгу под названием «Проект Новоросія», первая часть которой имела название «Проект Новоросія: 1764—2014 рр. ювілей на крові». По вашему мнению, то, что сегодня происходит на Донбассе, имеет какую-то историческую «давность»?
— Исторические факты, приведенные в названной вами и во многих других книгах, свидетельствуют о том, что это сугубо российский, имперский проект. Его «давность» заключается в неизменности российской политики относительно Украины. Российский империализм не признает украинцев как отдельную нацию, отказывает ей в праве на независимое государственническое существование. Все политические режимы России, независимо от их «цветов», стояли на этой позиции. Сегодня Россия стремится возродить империю. Но без Украины империя невозможна. Когда в ходе Революции достоинства стало ясно, что Украина окончательно разрывает с прошлым и идет в Европу, в очередной раз был использован исторический хлам под названием «Новороссия» как средство для возобновления империи.
— Что в истории Украины наиболее актуальное сегодня?
— Мы живем в состоянии войны. Российская агрессия готовилась долго и целенаправленно. Мы должны полностью исследовать все предпосылки войны. Наверное, это требует от нас переосмысления всего комплекса украинско-российских отношений и до 1991, и после 1991 года. Идет «гибридная» война, в которой противник использует все средства дезинформации, психологического давления. При щедрой поддержке путинского режима публикуются многочисленные «исследования» российских историков, которые дают искаженную картину прошлого. Задание украинских историков — укреплять «исторический фронт», который формируется, противопоставить фальсификациям историческую правду. Именно это особенно актуальное сегодня.
«СЕСТРА МОЯ, СОФИЯ...» МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАться ДЛЯ ОСОЗНАНИЯ ВСЕЙ СЛОЖНОСТИ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ С СОСЕДЯМИ»
— На Львовском форуме издателей в сентябре новая книга из Библиотеки «Дня» «Сестра моя, София...», которая рассказывает об истории Украины через призму украино-болгарских отношений, стала одной из лучших. Как она открывает суть отношений Украины с соседями?
— Я был на Львовском форуме и приобрел эту книгу. Это качественное произведение, оно побуждает к глубоким размышлениям. Книга дает ответы на многие вопросы и может использоваться для осознания всей сложности отношений Украины с соседями. Но у меня есть большие сомнения, что высшие руководители страны ее читали.
— Анализируя историю Украины, какие уроки можно вынести, чтобы строить сильную страну?
— Я не буду оригинальным. Когда-то Грушевский сказал, что главная беда Украины в том, что ею руководят люди, которые не любят ее, которым она безразлична. Чтобы строить сильную Украину, необходимо, чтобы среди ее руководителей была критическая масса патриотов, для которой Украина — не территория для бизнеса или площадка для политической карьеры, а родная земля, за которую без колебаний можно отдать жизнь. У меня ощущение, что такой критической массы еще нет.