Если бы судьба фильма сложилась так же счастливо, как судьба его 12-летней героини в хэппи-энде, «Полианна» могла бы стать событием в кино — ведь появление светлых и оптимистичных картин для детей само по себе теперь у нас событие, а в «Полианне» еще и заняты незаходящие звезды — Т. Догилева, И. Костолевский, В. Сотникова, О. Янковский.
Но продюсер картины Валерий Евтушенко взял да и отнял картину у авторов, а платить отказался. Что объясняется, видимо, своеобразным простоватым радикализмом продюсера в период первичного накопления. Обычно дела об авторском бесправии находятся у нас в зоне туманности — российский закон об авторском и смежных правах содержит немало противоречий. Именно эти противоречия и привели к ряду прецедентов по изоляции произведений от их авторов — с гонорарами и без. К примеру, режиссер Николай Макаров был отстранен продюсером от работы над фильмом «Серафим Саровский» в середине съемочного периода, а «Мастер и Маргарита» Юрия Кары оказался в виде завершенном, но продюсеров не устраивавшем.
В случае же с «Полианной» ясность как раз абсолютная. По заказу кинопродюсера Валерия Евтушенко режиссер Елена Тонунц написала сценарий полнометражного кинофильма «Полианна». И получила за него от продюсера первую часть авторского гонорара в $1000. Контракт же на постановку картины она подписать отказалась — ввиду его полной для режиссера кабальности (продюсер настаивал исключительно на варианте, по которому он сможет неограниченно вмешиваться в работу над картиной). Тогда на место режиссера был назначен Анатолий Иванов, до того планировавший стать оператором картины.
Так или иначе, фильм был практически снят, но работала группа в основном бесконтрактно (по признанию В.Сотниковой и А.Иванова, причина — смесь правовой безграмотности и романтизма творческих натур), что и позволило продюсеру бросить творцов на произвол их отныне материально не обеспеченной судьбы. Материал фильма теперь у продюсера. Он намерен им распорядиться по собственному усмотрению и без участия авторов.
Конечно, в произошедшем с творцами «Полианны» можно обвинять так называемую продюсерскую модель кинематографа, которая начала утверждаться в умах кинопрофессионалов и, по сути, единственная может вернуть зрителя в кинотеатры, а с ним и понятие киноиндустрии как рентабельной отрасли экономики («реабилитация» кино в связи с этой моделью наметилась накануне нынче развивающегося кризиса). Но появление на пресс-конференции продюсера Александра Иншакова (дилогия «Крестоносец») эту версию отменило. Когда Иншаков вошел в конференц-зал ЦДК, корреспондент «Дня» даже подумал, а не собираются ли творцы «Полианны» привлечь к «разборке» с Евтушенко «братков» из окружения Иншакова? Ведь известно, что Иншаков, в последние годы еще и крупный предприниматель, стал этаким Вильгельмом Теллем новой России, авторитетным разбойником, установившим уже кое-где кое-какую справедливость. Но дело оказалось в другом: Иншаков-продюсер, за плечами которого два успешных кинопроекта — «Крестоносец» и «Крестоносец-2» — предложил авторам «Полианны» снять их картину вновь. В хэппи-энд, однако, не верится. Говорит исторический опыт. Ведь странно даже, каким лыком в строку нынешней российской ситуации встал этот мини-кризис между несколькими кино-персонами. Евтушенко поступил с прямотой российского «олигарха»: волевым усилием приватизировал кинокартину, не обладая при этом навыками цивилизованного менеджмента. Как показывает новейшая российская история, результатом таких приватизаций является кризис. Вот Елена Тонунц и намерена подать в суд на Евтушенко — по поводу невыплаты авторского вознаграждения за сценарий «Полианны». Материал картины будет, таким образом, арестован и все действия в связи с ним — досъемки и пересъемки, монтаж, озвучивание — окажутся невозможными. А случай с «Полианной», скорее всего, станет третьим в ряду показательных «случаев» в нашем кино — как известно, и «Серафим Саровский», и «Мастер и Маргарита», твердой продюсерской рукой отсеченные от их создателей, оказались отсечены и от зрителей — в свет они так и не вышли.