Ездить на дорогом во всех смыслах внедорожнике или экономичном автомобиле с низким расходом топлива и минимальными выхлопами вредных веществ? Эта дилемма становится для украинцев все более острой в связи с постепенным переходом на европейские экологические стандарты к автотранспорту, в частности «Евро-5» и «Евро-6». О них в начале сентября активно говорили не только автомобилисты, пикетируя под Верховной Радой, но и политики, бизнесмены и рядовые украинцы. Парламент в настоящее время решил отложить переход на «Евро-6» с 2018 на 2020 год. Как раз есть время обдумать, какими автомобилями хотим пользоваться и каким воздухом дышать. Зависимость — прямая. В этом «День» убедили эксперты-экологи.
КОГДА ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПЛАТИТЬ
В феврале 2010 года Украина присоединилась к Женевскому соглашению о технических требованиях к конструкции транспортных средств, то есть тех, что украинцы коротко называют «Евро». С 1 января 2012 года у нас работали нормы «Евро-3», еще через два года — «Евро-4», а в прошлом году — «Евро-5». Эксперты Национального экологического центра Украины в своих аналитических материалах отмечают, что предусмотренная законом норма, что автомобили, которые не отвечают введенному стандарту, не могут быть ввезенны или произведены на территории страны, это только документ. Реалии другие — соответствие конкретного автомобиля с экологическими нормами контролируется один раз, при сертификации на заводе, а в дальнейшем зависит только от добросовестности эксплуататоров. К слову, средний возраст транспортных средств в Украине составляет около 21 года, это отвечает экологическому стандарту «Евро-0».
Как думаете, насколько безопасна такая машина для окружающей среды? Европейцы начали внедрять у себя жесткие требования к авто и к экологической беспечности их двигателей из простых соображений: если хочется сохранить окружающую среду, нужно прилагать усилия. На улицах европейских городов внедорожники — редкость, большинство европейцев пользуются так называемыми малолитражками. И дело не только в начальной цене за авто, а в том, как дорого она будет обходиться владельцу на протяжении последующих лет. Специалисты называют это принципом «загрязнитель платит», согласно которому покупать экологически безопасные авто значительно выгоднее.
УРОК «ЗЕЛЕНОГО» ВОЖДЕНИЯ. ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЭКОЛОГИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА СЧИТАЕТСЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ, ПОСКОЛЬКУ ОН НЕ ВЫБРАСЫВАЕТ ВРЕДНЫЕ ГАЗЫ. БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ ЭТОМ МОЖНО БЫЛО В ПРОШЛЫЕ ВЫХОДНЫЕ НА КРУПНЕЙШЕЙ В УКРАИНЕ ВЫСТАВКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА ECODRIVESHOW 2017, КОТОРАЯ ПРОХОДИЛА В КИЕВЕ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
«В Европе эти стандарты работают параллельно с системой больших налогов на авто со значительными выбросами разных загрязняющих веществ, — объясняет Ирина Ставчук, глава правления Центра экологических инициатив «Екодія». — В разных странах действуют разные системы. Где-то это ежегодный налог, и в зависимости от выбросов человек может платить от тысячи евро в год просто за наличие авто, за то, что оно влияет на выбросы парниковых газов или других загрязняющих веществ. Практически во всех странах есть налог при покупке машины, новой или подержанной. То есть существует система стимулирования к покупке авто с меньшими выбросами. Потому что так дешевле. При покупке экологически безвредных авто, например, электромобилей, государство даже дает скидку. Полученные средства европейцы тратят на развитие транспортной инфраструктуры, городской мобильности и в целом комфортного пребывания людей в своих городах».
УГРОЖАЮЩАЯ АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ
Общественная организация «Городские реформы» провела в Харькове исследование «Влияние транспорта на экологию города. Анализ и стратегии для Украины». Активисты выяснили, что за последние годы уменьшаются объемы выбросов от промышленных предприятий и растут объемы выбросов именно от автотранспорта. Также обнаружили неутешительную закономерность: здоровых подростков, которые проживают в центральной части Харькова, с высшей концентрацией выбросов от транспорта, существенно меньше, чем здоровых подростков в спальных районах города.
Автотранспорт во время работы выбрасывает в атмосферу окисел углерода, или чадный газ, который вызывает у человека кислородное голодание, а также углекислый или парниковый газ, который стал главной причиной изменений климата на планете. Еще авто — это источник окисла азота, двуокиси серы, озона, бензола и мелкодисперсионных твердых частиц. Все это вызывает кислотные дожди, негативно влияет на дыхательную и сердечнососудистую системы человека. Это тоже весомый аргумент, почему Украина должна переходить к жестким экологическим требованиям к автотранспорту. Но: не все имеют средства на новейшие авто, а наш автопром не может быстро перестраиваться на новые технологии. Поэтому есть риск, и о нем идет речь в заключении Главного научно- экспертного управления аппарата Верховной Рады, что после внедрения «Евро-5» и «Евро-6» Украина превратится в свалку старых авто.
«У нас нет налога на выбросы от авто, отсутствует система утилизации старых машин, потому что население бедное, люди их держат где-то по гаражам, — констатирует Ирина Ставчук. — В Европе была такая волна, когда старые авто оставляли по лесам или вообще где угодно, потому там действует достаточно жесткое законодательство относительно утилизации. У нас пытались принять такой закон несколько лет тому назад, он был не очень прозрачен, но сама идея необходима. Когда человек покупает авто, должен сразу заплатить за утилизацию — это должно стимулировать людей сдавать старые авто на утилизацию, чтобы не загрязнять окружающую среду. Но такого законодательства у нас нет, потому старые авто — это достаточно серьезная проблема на будущее с точки зрения утилизации и выбросов».
По мнению эксперта, переход на «Евро-5» и «Евро-6», невзирая на все аргументы «против», — это большой плюс для окружающей среды. Государственная политика должна строиться именно на принципах охраны окружающей среды. «С другой стороны, нужна политика поддержки правильного развития инфраструктуры городов, комфортного и удобного общественного транспорта, как это принято в Европе, — добавляет Ирина Ставчук. — Нужно сделать использование машины дорогим и невыгодным. Если пойдем только путем автомобилизации, никому лучше не будет — будут постоянные заторы, загрязненный воздух и серьезные заболевания».