Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Физкультура для души

С 1 сентября украинские школы перейдут на новую программу
10 августа, 1996 - 19:27
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Трагическая гибель пяти школьников на уроках физической культуры в прошлом году подтолкнула Министерство образования и науки Украины пересмотреть и изменить программу физического воспитания, в частности, обратить внимание на то, соответствуют ли нормативы состоянию здоровья детей. Как свидетельствует исследование Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины, только 20% нынешних школьников могут выполнять тесты по физкультуре. Для остальных необходимо разрабатывать дифференцированную систему обучения. Новая программа по физической культуре уже утверждена Минобразования и будет внедряться во всех школах с 1 сентября. От предыдущей она отличается тем, что отныне дети сами будут выбирать себе вид спорта, которым бы хотели заниматься: в начале учебного года учителя проведут письменный опрос учеников. Учитывая пожелания детей и наличие необходимого инвентаря, школы будут выбирать по четыре-шесть вариативных модулей (каждый модуль предусматривает изучение одного вида спорта). Об этих и других новациях «Дню» рассказал координатор рабочей группы по разработке программы, главный специалист Департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Сергей ДЯТЛЕНКО.

— Сергей Николаевич, по сравнению с предыдущей, новая программа довольно продвинутая...

— Основное ее отличие в том, что содержательное наполнение физической культуры формирует сама школа из вариативных модулей. Раньше учебный материал делился по 11 разделам: теоретико-методические знания, гимнастика, спортивные игры, баскетбол, гандбол, футбол, легкая атлетика, плавание (если есть необходимые условия), туризм и другие. Они были обязательными для всех учебных заведений независимо от региона и материально-технической базы. А теперь школа, учитывая материальное и кадровое обеспечение, пожелания детей и региональные спортивные традиции, формирует индивидуальную программу физического воспитания. Но есть два обязательных модуля — теоретико-методические знания, чтобы дети знали историю спорта, приемы самоконтроля или правила игры в баскетбол, и общеобязательная физическая подготовка (разминка, зарядка, входящая в любой вариативный модуль). А дальше школа выбирает самостоятельно четыре-шесть модулей для учеников пятых-шестых классов, три-пять — для семи-восьмиклассников, и три-четыре —для девятиклассников. Их количество к старшим классам должно уменьшаться, чтобы дети могли более совершенно изучить определенные виды спорта (программа пока что рассчитана только для учеников пятых-девятых классов, а старшеклассники учатся по программе одиннадцатилетней школы). Со временем этих модулей будет намного больше, ведь только в гимнастике существует сто видов, но на сегодняшний день утверждены восемь вариативных модулей: футбол, волейбол, гандбол, баскетбол, легкая атлетика, туризм, гимнастика, настольный теннис — и рассматриваются как варианты бадминтон, плавание и аэробика. Едва не самый важный критерий, по которому школы будут выбирать модули, — пожелания учеников. В идеале такой опрос должен проводиться в конце предыдущего учебного года, чтобы за лето школа могла подготовиться, но поскольку в этом году программа только внедряется, этот опрос будет осуществляться перед 1 сентября, когда ученики будут получать учебники.

— Некоторые эксперты предлагали отказаться от оценивания за сдачу нормативов. Будет ли это в новой программе и как повлияет на мотивацию детей?

— В идеале от него нужно было бы отказаться, но многие учителя удерживают дисциплину только благодаря оценке. Пока что от оценивания не отказываются, а просто ослабляют его роль. Это должно повысить мотивацию детей для занятий физкультурой. Часто родители жалуются, что их дети хорошо учатся, но не могут хорошо сдать нормативы и имеют по физической культуре шесть-семь баллов, а потому не хотят идти в школу. Чтобы таких ситуаций больше не было, мы ввели вместо контрольных нормативов ориентировочно-учебные, которые учитель может менять в индивидуальном порядке. Так, если у него в классе сильные ученики, он устанавливает, что на высокий уровень нужно пробежать сто метров за девять секунд вместо рекомендованных десяти. И наоборот, — для более слабых учеников увеличить этот показатель до 11 секунд. Раньше единственным критерием оценивания был норматив. Ныне же итоговая оценка выставляется за теоретические знания (контрольные работы дети писать не будут, но учителя будут опрашивать их во время урока, например, о правилах игры в баскетбол, о технике ведения мяча, как правильно выполнять бег с низкого или высокого старта), а также за выполнение учебного норматива, работу на уроке и за освоение техники выполнения упражнений. За каждую из этих составляющих ставятся оценки, и на их основе выводится средний балл. Если сравнить эти нормативы с предыдущими, то верхняя граница, то есть те результаты, которые ребенок должен показать на высокую оценку, почти не изменились. Зато мы увеличили среднюю границу, чтобы каждый ученик мог сдать нормативы без особой нагрузки на достаточный уровень. Например, в старой программе, чтобы иметь оценку 10 —12 баллов, мальчики в девятом классе должны быди подтягиваться десять раз; на 7 — 9 баллов — восемь, на 6 и ниже баллов — шесть. В новой программе высокий уровень остался тот же, а средний изменился — чтобы иметь оценку 7 — 9 баллов, достаточно подтянуться от трех до восьми раз. Если раньше дети сдавали все нормативы, то теперь — лишь те, которые входят в вариативный модуль.

Еще одна новация — система бонусных баллов, апробированная в некоторых школах еще два года назад, которая теперь станет общеобязательной. Если учитель видит, что ученик на протяжении обучения улучшает свои результаты, например, стал лучше бегать, он имеет право поставить оценку на один-два балла выше той, которую ребенок заработал. Оценка также учитывает личные наработки. Бывают случаи, что дети вроде бы активные, все время занимаются спортом, но сдать нормативы на высокий уровень не могут в силу физических особенностей. Опять же, учитель, учитывая активность ребенка, посещение спортивных секций, может дать бонусные баллы.

— Каким образом новая программа учитывает состояние здоровья детей и уровень их физической подготовки?

— В нашем распоряжении не было исследований об уровне физической подготовки детей за последние годы, поэтому мы брали среднестатистические показатели учеников из разных регионов в течение последних пяти лет. Например, мы сравнили результаты по подтягиванию девятиклассников Луганской, Киевской, Черниговской и других областей и выяснили, какая часть детей делала это на высоком уровне, какая — на среднем. На основании этого и меняли нормативы. Также мы учитывали предложения Министерства здравоохранения, в частности, относительно особенностей возрастного и полового развития организма юношей и девушек в определенные периоды. Еще одно — программа предусматривает, что с 1 сентября до 1 октября учителя не принимают учебные нормативы, а просто проводят уроки в оздоровительном режиме и восстанавливают общую физическую форму учеников после каникул. Останется без изменений разделение детей на основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Все дети обязательно должны посещать уроки физической культуры, но уровень физических нагрузок будет для них разным. Так, подготовительная группа (дети, вернувшиеся на обучение после болезни) не выполняет те упражнения, которые им противопоказаны врачами: медики разработали рекомендации, после какой болезни, в течение какого времени и какие именно упражнения ребенку нельзя выполнять. Специальная медицинская группа (с хроническими заболеваниями) делает на уроке лишь то, что позволяет состояние здоровья, например, помогают учителю раздать мячи или другой инвентарь. А вот прохождение медицинских осмотров в этом году изменится. Теперь МОН предлагает, чтобы школьники не ходили к врачам классами в специально отведенные дни, а делали это отдельно летом или во время обучения, но обязательно вместе с родителями.

— Когда программа была еще на стадии разработки, в качестве вариативных модулей рассматривались шейпинг и йога. Не отказались ли от этой идеи ныне?

— Внедрить такие модули можно при нескольких обстоятельствах: если в школе будут для этого материально-техническая база и учителя, а еще — разработанная программа этого модуля. Тогда можно внедрить и аквааэробику, хоккей на траве или другие нестандартные виды спорта. Жаль, что сейчас в школах не уделяют надлежащего внимания туризму как вариативному модулю, ведь он очень интересный...

— Почему, на ваш взгляд, начиная с четвертого-пятого класса, ученикам перестает нравиться физкультура?

— Одна из причин — ребенок чувствует свою физическую слабость по сравнению с одноклассниками, то есть собственную несостоятельность показать высокий результат. Все дети хотят быть лучшими во всем, и когда по математике или украинскому языку у них высокие оценки, то иметь более низкие баллы по физкультуре им не хочется. Тогда у учеников пропадает желание посещать уроки. Другая причина — личность учителя: у хорошего педагога-психолога такого никогда не случится, он непременно найдет подход к каждому ребенку и сможет его заинтересовать своим предметом. Задача новой программы не в том, чтобы проверить, кто лучше прыгает или бегает, а в повышении физического развития детей и прививании им любви к физкультуре на всю жизнь, чтобы и в 35 или 40 лет им хотелось поиграть в волейбол на пляже или сходить в турпоход.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ