Во вторник правительство Украины предложило парламенту в течение нынешней четвертой сессии разработать закон об утверждении национальной доктрины патриотического воспитания молодого поколения, а также утвердить национальную программу поддержки молодежи на 2003—2008 годы. Председатель Госкомитета по делам семьи и молодежи Валентина Довженко, выступая в Верховной Раде с информацией Кабинета Министров о защите национальных интересов государства в сфере патриотического воспитания, отметила, что необходимо разработать и принять ряд законодательных актов. В. Довженко также сообщила, что правительство совместно с профильным комитетом Верховной Рады начало разработку национальной программы патриотического воспитания молодежи.
Необходимость определиться с ценностями нашего молодого государства и разобраться с тем, что, собственно, мы хотим прививать нашим юным гражданам сегодня, назрела давно. Задача эта очень сложная и деликатная. Ведь говоря о патриотическом воспитании, мы говорим о развитии чувства любви к своему отечеству. Любить не прикажешь и не обяжешь. А высокие патриотические настроения советского времени не выработать старыми формами и методами — у молодых людей сегодня свой независимый взгляд на мир, порой довольно жесткий и прагматичный, да и жизненные цели намечаются и выстраиваются в индивидуальном порядке. Сегодня перед молодыми людьми не открывается единственно правильный сценарий их будущей жизни, сегодня у них есть право на собственный выбор. Возможность выбора — одно из самых ценных приобретений нашего времени, так же, как и осознание ценности и уникальности жизни каждого отдельного человека. Вряд ли нам сегодня подойдет определение патриотизма, как готовности к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины (Толковый словарь Ожегова, издание 1970 года). Кстати, об этом шла речь в понедельник в телепрограмме Юрия Макарова «Документ», когда обсуждали целесообразность жертв партизанского движения во Второй мировой войне. Сегодня в Украине о том, что нужно делать в интересах государства, а что нет, все большее и большее число граждан пытаются определять самостоятельно. И без этого не обойтись в обществе, которое называется гражданским.
Еще одна сложность в проведении работы по развитию патриотизма состоит в том, что у нас принято проверять выполнение постановлений и распоряжений. А каков может быть механизм измерения уровня развития чувства? В советский период это измерялось количеством проведенных массовых мероприятий. В школы приходили представители партийных организаций даже от различных предприятий, не говоря уже о райкомах комсомола и партии, и требовали от администрации отчетов о проделанной работе. Иногда посещалось само театральное действо в учебном заведении или «предлагалось» в обязательном порядке принять участие в районной или городской акции. На торжественной линейке ко Дню Победы, проводимой в Днепровском районе Киева в парке Победы, дети падали в обморок от солнечного удара. Но акция в неизменном порядке проводилась из года в год. Патриотическое воспитание осуществлялось механизмом принуждения. Регулярные субботники на Пасху считались также проявлением патриотизма, и горе тому, кто осмеливался их не посещать, особенно из-за религиозных убеждений.
Ученые Академии педагогических наук Украины не первый год в поиске новых методов и подходов к решению проблемы патриотического воспитания. Они видят его в самой организации жизни молодых людей, а не в организации специальных мероприятий по патриотическому воспитанию. В частности, советник президиума АПН Украины, доктор педагогических наук, ученый с полувековым стажем педагогической работы Николай Ярмаченко сказал «Дню»: «Никакие воспитательные мероприятия не должны навязываться ни сбоку, ни сверху. Патриотизм рождается в том обществе, где люди дорожат жизнью в нем, ощущают заботу о себе и радуются жизни в своей стране». Возникновение чувства любви неразрывно связано с ощущением благодарности и гордости за того, кого любишь.
Хочется обратить внимание еще на один очень важный момент в теме патриотического воспитания — развитие чувства принадлежности к определенной общности, в данном случае — ощущения себя гражданином своего государства. Интересно, что в семьях, где ребенок не ощущает себя частью семейного коллектива, даже родные братья и сестры остаются равнодушными к судьбам и интересам друг друга. Такими наблюдениями поделилась с «Днем» Алла Кошечко, директор киевской школы-интерната №21, где воспитывается более ста ребятишек, являющихся сиротами при живых родителях. Так что, по большому счету, патриотическое воспитание начинается с жизнедеятельности семьи и продолжается за ее пределами во всех сферах нашей жизни, зависит от нашего соучастия в жизни друг друга и в жизни страны в целом. Ведь преданность своему отечеству начинается все-таки с преданности своему народу, а народ — с самого ближайшего окружения человека.