«Сейчас в Украине до 1,2 миллиона внутренне перемещенных лиц, по количеству ВПЛ мы — на восьмом месте в мире. Около 250 тысяч из них — дети. Организаций, помогающих этим семьям, в Украине более 350 — отечественных и международных. Это краткосрочная работа, в то время как в стране нет стратегии помощи семьям с детьми — как из числа ВПЛ, так и в целом, — констатирует национальный программный директор по развитию Международной благотворительной организации «SOS Детские городки» Дарья КАСЬЯНОВА. — Основные проблемы семей ВПЛ — с работой и жильем. Им предлагают отдать детей в интернаты — и родители соглашаются, потому что там дети будут накормлены. Самая критическая ситуация — в «серой» зоне, там она хуже, чем на оккупированной территории. Реалии «серой» зоны — это постоянная опасность для жизни, насилие, алкоголизм родителей, дети ночуют в школах. Это — «выгоревшие» социальные работники и учителя: когда приезжает мобильная группа психологов, к ним выстраивается огромная очередь. Интернаты там переполнены».
«НУЖНО ПОВЫШАТЬ РОДИТЕЛЬСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
По словам представительницы общественной инициативы «Восстановление Донбасса» Светланы КЛОЧКО, есть много вопросов с правовым обеспечением детей ВПЛ и в целом детей. Украина не учла рекомендации по совершенствованию системы охраны детства, которые Комитет ООН по правам ребенка дал нам еще в 2011 году. Вследствие этого имеем факты участия детей в войне, количество погибших детей на Донбассе, по разным оценкам, колеблется от 68 до 199, раненых — от 176 до 500. Есть острая необходимость систематизации данных. По словам Светланы Клочко, отчетность по детям не отвечает реальности. При этом эксперты считают, что первой задачей государства должно быть налаживание качественной профилактической работы с семьями — чтобы те не отдавали детей государству.
«Нужно наладить профессиональную поддержку родителей, чтобы повысить их родительскую компетентность. Также необходимо повышать квалификацию социальных работников и социальных педагогов», — считает заместитель директора по научно-экспериментальной работе Института проблем воспитания НАПН Украины Жанна ПЕТРОЧКО.
Два с половиной года назад ликвидировали институт специалистов социальной работы. Эксперты называют это «большой потерей», потому что, когда те работали, в 2013 году, в 26 раз увеличились случаи предупреждения попадания детей в интернаты. За последние два года количество социальных работников уменьшилось втрое, при этом количество вопросов, связанных с защитой детей, выросло как никогда.
«НЕОБХОДИМ ДЕТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД»
В 2015—2016 годах Международная благотворительная организация Hope and Homes for Children провела в Украине комплексное исследование положения детей и системы их защиты. Директор регионального офиса Hope and Homes for Children в Украине Галина ПОСТОЛЮК подтвердила, что в Украине наибольшее число интернатов в Европе. И их количество растет из-за экономического кризиса и конфликта на востоке. Сегодня сеть интернатов насчитывает 663 заведения. Из 99,9 тысячи детей в них только 10% являются сиротами или лишенными родительской опеки. Остальные попали в интернаты из-за бедности семьи, особых образовательных потребностей, состояния здоровья и неспособности родителей самостоятельно заботиться о своих детях. Фактически отсутствие поддерживающих семейно ориентированных услуг превращает интернаты чуть ли не в единственное решение для уязвимых семей с детьми. И это при том, что большинство стран уже отказались от интернатного присмотра как вредного для детей, семей и общества в целом. Или начали соответствующие изменения.
По словам Галины Постолюк, стоимость содержания интернатной системы в 2016 составила 6,4 миллиарда гривен, ежегодно этот показатель растет. При этом только 10% этих средств тратят на потребности детей. Остальные идут на содержание заведений, зарплату работников, административные расходы и тому подобное. В Украине — 600 тысяч работников интернатных заведений на 100 тысяч детей. 48% детей направляют туда по рекомендациям психолого-педагогических комиссий. Этот рудимент действует с 1949 года.
Галина Постолюк говорит, что ежегодно из интернатов выпускают около 12 тысяч детей, за 25 лет их количество достигло 300 тысяч. Из них менее 10% человек успешно социализируются. У детей воспитанников интернатов приблизительно такая же участь: родители 20—30% детей в интернатах являются выходцами из этой системы.
В регионах интернаты рассматриваются как градообразующие предприятия — как стратегические объекты, дающие рабочие места. Галина Постолюк акцентирует, что сегодня государству необходимо выработать детоцентрический подход — когда все государственные службы руководствуются интересами детей. Также нужно подготовить нормативный документ, согласно которому ребенок мог бы поддерживаться в обществе. Кроме того, следует продолжать работу по созданию альтернативных семей для детей.
«Самая распространенная реакция государства на бедность, наличие нарушений психофизиологического развития у детей, асоциальное поведение родителей — устроить ребенка в интернат. Вместо укрепления семей, создания условий, при которых родители могут должным образом заботиться о своих детях, государство часто берет на себя роль родителей в уходе и воспитании — роль, с которой оно не справляется. Эту ситуацию необходимо менять, — отмечает Галина ПОСТОЛЮК. — Выход — в отказе от интернатного присмотра одновременно с развитием услуг для семей с детьми».