Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фотокартины смыслов, надежд, памяти, улыбок и слез

К художественным, журналистским, историческим и общественным итогам Фотобиеннале «Дня»
17 февраля, 2022 - 18:10
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Фотоиллюстрации в газете называют отдельной главой большой повести. А фотоистория газеты «День», представленная на фотобиеннале в Украинском доме, — это очень важная глава в большой газетной летописи истории независимой Украины, поскольку она в 300 фотокартинах вмещает фотоисторию нашего народа и нашей страны с 1998 года. Как утверждают специалисты, на площади, которую занимает изображение на страницах газеты, можно вместить больше информации, чем если бы занять ее текстом. И это верно. Эти несколько сотен работ, которые могут претендовать на название World Press-Photo Ukraine (кстати, несколько лет назад фотовыставку «Дня» так и сравнивали по значению со всемирно известным конкурсом пресс-фотографии!) вмещают на своей плоскости столько исторической и эмоциональной информации, сколько нельзя было бы поместить на них никакими текстами даже мельчайшими шрифтами. Потому что на них то, что не передается словами.

ОСНОВНЫЕ ШТРИХИ БИЕННАЛЕ «ДНЯ» 2020 И 2021 ГОДОВ

Это передается только объективом и чувствами. Вот как, скажите пожалуйста, можно передать словами борьбу врачей с ковидом, этой чумой ХХІ века? Будете делать это подробно и пошагово, глубоко и широко — получится эпопея на 10 томов! А Евгений Малолетка сделал это фотокамерой, посещая больницы, что стало не только профессиональным достижением журналиста, но еще и человеческим подвигом. Процитирую слова бильдредактора «Дня» Николая Тимченко: «...с начала эпидемии он снова на передовой. В этот раз это больницы Черновицкой, Тернопольской и Житомирской, Львовской областей. Сам Евгений говорил: «Ехать снимать в больницы для меня было новым вызовом. Поначалу было непонятно, что будет, насколько все это серьезно. Тем более что все неизвестно, куда идти, куда проситься, у кого получать доступ. Сначала казалось, что все невозможно, все закрыто, но оказалось, что все можно снимать, как на войне. Там тоже думаешь, что все плохо и туда нельзя добраться. Оказывается, можно, главное начать... Самое важное было сделать первый шаг. Дальше пошло легче. Сначала думаешь, главное не заболеть, никого не заразить. Первая эмоция — был немножко страх, но не сказал бы, что очень боялся. Когда туда вошел, стало проще... Мы ездили на «скорой», дежурили с врачами, ждали вызовов. Очень сложно было попасть в эти больницы, некоторые не впускали. Медицина, как и военные, это свой отдельный, закрытый мир. Я очень хотел исследовать, как врачи работают во время эпидемии...»

«ПОВЕРНЕННЯ. МИКОЛА СЕМЕНА. КИЇВ. 19 ЛЮТОГО 2020 РОКУ» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Творчество Евгения Малолетки известно. Его работы много раз публиковали ведущие мировые издания — TIME, The New York Times, The Washington Post, The Guardian, The Telegraph и другие. Но прежде всего — украинская газета «День», которая неоднократно награждала автора. В 2012 году он завоевал «Золотой День» за работу «Помогите ребенку», а в 2016-м — за снимок «Звездное небо над нами и моральный закон внутри нас». В 2013 году Евгений получил Гран-при конкурса за фотографию «Портрет на фоне гор». В этом году победила серия его работ «Весна 2020 года. Западная Украина».

Вторая тема (или первая?) дня сегодняшнего — это война. А какими словами можно описать глаза морпеха? После учений, перед атакой, после взятия рубежа, в минуты отдыха, перед новым рывком на врага? И читатели «Дня», и посетители выставки могут их увидеть, потому что работу «Глаза морпеха» выполнил фотохудожник Андрей Дубчак. Он получил «Золотой День». Андрей Дубчак — корреспондент, фотограф. «Я основал собственное медиа о войне России против Украины Donbas Frontliner (www.frontliner.com.ua). А началось с того, что я стал первым стримером Майдана 2014 года. Мы пытаемся показать душу армии, душу украинской защиты», — говорит он о своем проекте и признается, что больше времени проводит на прифронтовых территориях, чем в Киеве.

Еще один штрих этой выставки — глава памяти о Евгении Марчуке, целая стенка фотографий, на которых он весь среди нас всех, фотографов, журналистов, посетителей, киевлян, гостей, такой, каким мы его помним во все дни всех предыдущих конкурсных выставок «Дня». С фотокамерой и рядом с Ларисой Алексеевной. И это одна из незабываемых глав нашей памяти о нем, поскольку он вносил много смыслов во все выставки. Он не был многословен, но все по его глазам и улыбке видели, какие фото ему нравятся, чем именно, потому что он смотрел на все фотографии глазами опытного редактора, и все были уверены, что он тоже мог бы снять этот сюжет именно так, а возможно, и лучше. Он был душой всех фотовыставок, и эта стена — стена памяти о нем.

Тем более что Лариса Алексеевна обогатила эту память уникальным решением, которого не встретишь на других выставках. Она учредила особую награду. Специальный приз имени Евгения Марчука.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Каждый, кто бывал на наших фотовыставках, всегда видел, как Евгений Кириллович смотрел на снимки, и делал это не раз, приходил после открытия, потому что очень ценил талантливых людей, умеющих снимать. Я решила учредить такую награду его памяти для фотокоров, — объяснила Лариса Алексеевна свою инициативу на торжественном награждении победителей фотоконкурса. — Сколько я смогу, я буду поддерживать этот приз. Я думала отметить работу, глядя глазами Евгения Кирилловича, которую бы он отметил. Мы часто с ним ходили и рассматривали фотовыставку, я могла бы представить себе и назвать несколько, а может, и десяток работ, которые он, безусловно, отметил бы. Но потом я обратила свою мысль в другую сторону и решила, что первую награду я хотела бы дать работе (я, кстати, сначала не знала, кто ее снял), которая показала его — таким, каким его, возможно, не увидела страна, которая до сих пор не поняла, кого потеряла: умного, мудрого, светлого, элегантного, нацеленного в будущее и помнившего все — свои корни, своих родителей, несшего через ХХ век, через службу в такой сложной структуре свое украинство и донесшего его. И в 90-е годы поставившего свой колоссальный капитал, багаж знаний, ума, опыта, на службу воссоздаваемому государству. И когда его не избрали президентом, о нем сказали: «Он на Украину не обиделся». У него был тот колоссальный потенциал доброты, столь редкий в наше жесткое время. Недавно одна женщина написала мне в Facebook: «Как жаль, что он не стал президентом». Знаете, возможно, вы со мной согласитесь, я сказала: «Он стал президентом. Большинство украинцев не стали его избирателями». И это показывает тот проект на будущее, что нужно делать обществу и с обществом, чтобы того, кто поднимет планку, которую когда-то задал Евгений Кириллович, общество могло избрать. Пока это сложно. Но я верю, что все усилия газеты «День» приумножают тот капитал общества, которое будет сильным и сможет выбрать сильную или сильного».

«А мой приз за работу (помню тот день, когда она была снята) — особенный. Это один из фотоаппаратов Евгения Кирилловича. И этот фотоаппарат Николаю Тимченко, труженику газеты «День» на фотополях, и так же человеку не только талантливому, но и очень хорошему, что важно. Спасибо, Коля. Это тоже фотоаппарат-труженик», — рассказала главный редактор «Дня» Лариса Ившина.

КОГДА ФОТОГРАФ — КАЖДЫЙ

Когда-то фотография была дорогим и редким занятием. Аппаратура была дорогой, редкой, процесс съемки был сложным, обработка фотоматериалов была неспешным делом. Чтобы снимать, нужно было быть или профессионалом, или любителем высокого уровня. Тогда к расходным материалам относились бережно, экономно. Лишний кадр влетал в копеечку. Более того, фотографию воспринимали как конкурентку живописи. Поэтому на фотографические кадры переносили все требования как к живописному полотну — законы композиции кадра, все эти правила третей и спирали, правила выделения главного, сочетания цветов и т.д. Все как в живописи.

И это хорошо — потому что это подняло техническую фотографию до уровня искусства. Есть фото, сделанные так, что они не отличаются от настоящих полотен, есть фотографии, которые на аукционах стоят сотни тысяч и миллионы долларов.

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Но изменились времена. Теперь реже увидишь человека с фотокамерой, зато на каждом шагу люди со смартфонами снимают виды городов и природные пейзажи, снимают своих друзей, а еще чаще просто самих себя, и сегодня слово селфи — которого еще несколько лет назад даже не знали занимавшиеся в кружках фотодела, стало общеизвестным. Теперь нет и кружков, нет химического процесса, то есть считается, что и фотографии уже нечего учиться, бери смартфон и снимай.

Так и поступают. И не важно, что снимки получаются неумелые, лица носатые, руки или ноги больше всего туловища, дома наклоненные или сужаются вверх, фон ослепительно белый, а лицо черное, как в саже, или наоборот. Словом — брак! Где это искусство кадрирования, композиции, сочетания цветов?

У нас есть профессиональные фотошколы, но их мало. Когда в кармане у каждого по два смартфона с трех-четырехобъективными фотокамерами — профессиональных школ катастрофически мало. Технически это сложные современные аппараты с огромными фотографическими возможностями. Но эти возможности не используются, потому что достались либо невеждам, либо ленивцам. И чем дальше — тем более распространенным занятием будет фотография, а это значит, что количество фотографического брака, распространяющегося в социальных сетях с ужасающей скоростью и в ужасном количестве, будет расти в геометрической прогрессии. Конечно, это не больно, но разве это не социальная проблема? Общество сейчас нуждается в большом количестве дешевых и быстрых школ, кружков, курсов, объединений по изучению возможностей (ну хорошо, по овладению искусством!) фотографирования на смартфонах или на дешевых любительских камерах, потому что такой вал брака уже не в силах терпеть. Это могут быть и однодневные платные или бесплатные курсы, на которых слушателям давались бы самые простые понятия об искусстве снимка, основных законах композиции, использования потенциальных возможностей сложной современной аппаратуры...

БОЛЬШЕ ВЫСТАВОК, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ...

Когда у нас все это уже будет — тогда в геометрической прогрессии и вырастет количество выставок, которые будут представлять разное искусство светописи. Тогда уровень фотоискусства в стране еще больше и быстрее будет расти и мы получим настоящие шедевры. «Дню» это не страшно, потому что «День» с его сверхвысоким уровнем нынешнего фотоискусства будет задавать уровень мастерства, моду на стиль, фотожурналисты «Дня» будут открывать новые темы и новые смыслы в своих работах именно для того, чтобы рос общий уровень фотографической культуры в стране.

Конечно, фотовыставки бывают разные, тем более при таком развитии любительского и профессионального фотоискусства, как сейчас в Украине.

Летом прошлого года в музее Т.Г.Шевченко с большим успехом прошла выставка работ литовских фотомастеров. Издан специальный сборник и проспект. Украинские фотомастера с интересом осматривали экспозицию, однако было и определенное недовольство — на выставке были представлены не современные работы, а в основном еще советского периода и хорошо знакомые в Украине (это вам не фотографическая провинция!) работы Антанаса Суткуса, Ромуальда Ракаускаса, Александрауса Манияускаса, Витаса Лункуса, Виргилиуса Шонта и многих других, часто работы, знакомые широкому зрителю еще по страницам «Советского фото».

В конце прошлого года в Музее истории книги и книгопечатания в Киево-Печерской лавре прошла фотовыставка крымского фотожурналиста Арвидаса Шеметаса, посвященная возвращению крымскотатарского народа на свою родину в Крым. Работа фотографа получила гран-при всеукраинского конкурса имени Марии Примаченко «Моя Украина».

В прошлом месяце в Национальном Союзе журналистов Украины открылась фотовыставка «Гражданские журналисты важны», посвященная семьям крымских узников совести. Она более чем в 45 фотографиях рассказывает о жизни, работе и быте самих гражданских журналистов и их семей. Авторы — фотографы-любители из Крыма — рассказывают средствами светописи, как эти мужественные люди рискнули собственной свободой и заменили собой профессиональных журналистов и тоже были репрессированы, встретили обвинения в терроризме и получили приговоры от 10 до 18 лет лишения свободы.

Несколько дней назад в Киеве на территории креативного сообщества IZONE открылась фотовыставка под названием De Profundis Clamavi (Из глубины я призываю). Ее авторы — фотограф Александр Заклецкий и публицистка из Польши Моника Андушевская. Фотовыставка посвящена историям людей, ожидающих возвращения своих родных из плена. Однако это, безусловно, интересное мероприятие не полностью фотовыставка, потому что сюжетом для всех фотографий являются постановки атрибутов ожидания — жены узников, их вещи, ностальгия по утраченному. Это тоже нужно и интересно, но это больше плакат, а не сюжетная фотография. На фото запечатлены родные и близкие политзаключенных из Донбасса и Крыма. Есть фото, посвященные внештатному корреспонденту Крым.Реалии Владиславу Есипенко, крымскотатарскому политику и активисту Нариману Джелялу, фигуранту «дела украинских диверсантов» Владимиру Дудке и другим. У создателя фотографий есть не просто интерес к крымским политзаключенным, а целый замысел и цель, для чего и была создана эта выставка.

Вот, собственно, и все, что можно вспомнить как фотовыставки последнего времени в Киеве. Еще можно добавить, очевидно, несколько упоминаний о фотовыставках из регионов. Часто такие события проходят в Харькове, Запорожье, Львове, Одессе и т.д. Но и этого очень мало как для уровня развития нынешнего фотоискусства. И «День» здесь может только показать пример, но не может ничем, кроме методики, советов и опыта, помочь. За дело должны заняться Министерство культуры и информации, несколько все еще существующих в Украине фотоклубов, многочисленные дома культуры, музеи, художественные объединения, галереи и т.д. «День» призывает к тому, чтобы его примеру следовали, перенимали опыт, расширяли возможности. Редакция уверена, что фотохудожники и фоторепортеры Украины имеют все потенциальные возможности значительно поднять общий уровень фотоискусства и соревноваться в содержательности творчества с фотомастерами и фотохудожниками мирового уровня.

Николай СЕМЕНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ