Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Фрески в «Залєскі»

29 декабря, 2010 - 19:51

Гостиничный комплекс в Луцке, обустроенный в театральном стиле, в своем ресторане уже не только хорошо кормит, но и устраивает изысканные вечера для местной интеллигенции. Внешне оригинальное сооружение гостиницы поражает изнутри прежде всего респектабельностью. Возможно, в ином случае его стоило бы назвать «луцким Премьер-паласом», но это семейный памятник, задуманный именно таким лучанином Алексеем Левченко. Дизайн помещения неслучайно напоминает театр: Александр Залеский в 20 — 30-х годах прошлого века был владельцем, создателем, руководителем и режиссером странствующей украинской театральной труппы, а его жена Нина из казацкого рода Нетяг — талантливой в нем актрисой. Это дедушка и бабушка Алексея Юрьевича.

Уже два года каждую третью пятницу месяца в уютном зале гостиничного ресторана собирается избранная публика. Избранная в том смысле, что здесь собираются люди, которым не все равно, какую музыку и какого певца слушать. «Фрески в «Залєскі», как метко назвала это мероприятие волынская журналистка и писательница Валентина Штынько, имеют круг своих поклонников, потому что никакой специальной рекламы здесь не практикуют. Накануне очередных «Фресок...» по Луцку не развешивают афиши, зрителей (а точнее участников вечера) не зазывают ни по радио, ни по телевидению. Интеллигентные (независимо от профессии) люди сами знают сюда дорогу.

Этот своеобразный и неожиданный для гостиничного комплекса творческий проект имеет своего предшественника. Им стал всеукраинский фестиваль авторской песни, одним из основателей и организаторов которого тоже был Алексей Левченко.

— «Оберіг» начинался несколько спонтанно, — говорит он. — В 1988 году мы с журналистом волынской молодежной газеты «Молодой ленинец» Василием Вороном успешно провели фестиваль «Рок-культура-88». Тогда в статусе гостей приехало всего 13 певцов, среди которых были известные впоследствии Василий Жданкин, Александр Смык, Кость Москалец, Андрей Панчишин и другие. Я был поражен, я никогда не ожидал, что человек всего-навсего с гитарой сможет так поднять зал на ноги, и зрители будут долго аплодировать на бис. Хотя сыграла свою роль и тематика выступлений: ребята исполняли песни либо полузапрещенного, либо даже запрещенного на то время содержания. И когда мы во второй раз задумали такой фестиваль, я поехал в Польшу просить у знакомых из шоу-бизнеса поддержки. И мой друг Леонард Марчик сказал: «Алек, зачем тебе это надо? Это же слишком большие затраты, куча людей, которых нужно поселить и накормить. А сколько аппаратуры? Сделайте проще: у вас есть прекрасные певцы, исполняющие стихи, положенные на музыку. Сделайте фестиваль при их участии!»

— Ваш польский товарищ знал кого-нибудь из наших певцов?

— Знал Панчишина, знал Олеся Дяка, знал и других, потому что слышал их выступления, которые транслировало Волынское радио. И когда я сообщил об этой идее своим коллегам из молодежного центра «Волынь» при обкоме комсомола, присутствующий здесь же писатель и певец Олег Покальчук сказал: «Замечательно! Давайте сделаем фестиваль стихов, положенных на музыку, и авторской песни и назовем его «Оберіг»!». Это было в мае, а уже в начале июня прошел первый «Оберіг»...

— Луцк хорошо помнит, какой ажиотаж вызвал этот фестиваль. Многим нынешним артистам и не снилась популярность этих, собственно, самодеятельных певцов. Многих, я знаю, именно «Оберіг» и открыл для большой сцены. Помню, как восхищался Василий Ворон, с которым мы тогда вместе работали, открытием Марийки Бурмаки!

— Когда меня спрашивают, кого открыл «Оберіг», говорю: да всех! Мы открыли для широкой публики Василия Жданкина, Эдуарда Драча, Левка Бондаря, Зою Слободян, Тризубого Стаса. Потом к ним присоединились Ольга Богомолец, Игорь Жук, Леся Федункив и даже наши луцкие «Чорні черешні» с Юрием Полищуком начинали с лауреатства на фестивале «Оберіг». На то время это был один из самых прогрессивных фестивалей в Украине. Мы жили только им, и фирма «Світ», которую я долго возглавляю, была создана только для того, чтобы был юридический представитель фестиваля. Ведь комсомол не очень допускал «Оберіг» к людям. Помню, что на первом фестивале нам дали зал только под ответственность секретаря горкома компартии, а секретарь обкома комсомола очень просил, чтобы никто «не махал желто-голубым флагом». Но один мужчина пронес в зал складную удочку, разложил ее, привязал флаг, и размахивал им зале... Помню и выступление Володи Давыдова из Светловодска, и песню, которую он исполнял, наверное, в первый и последний раз. Речь шла о том, чтобы Горбачев, который тогда возглавлял ЦК КПСС, оставил в покое Украину... Служба безопасности тогда официально выкупила в зале, где проходил «Оберіг», три ряда, и ее сотрудники были самыми внимательными зрителями. Но никакие оргвыводы к нам не были применены, потому что «Оберіги» пришлись на период смены формаций в государстве. Хотя иногда мне казалось, что уже после этого концерта нас дружно, под ручки, переведут от кинотеатра «Промінь» через дорогу в дом под красной черепицей, в котором и тогда, и сейчас Служба безопасности.

— Почему, на ваш взгляд, «Оберіг» был таким популярным фестивалем и среди исполнителей?

— У нас не было жюри, такова была моя как его директора линия. Я считал, что фестиваль — это праздник, праздник поэзии, музыки, встречи. У нас был приз зрительских симпатий и звания лауреатов, но вместо жюри мы создали высший совет фестиваля, в который входили люди бесспорного морального авторитета: Лесь Танюк, Николай Жулинский, Евгений Сверстюк, Алексей Петренко, Богдан Жолдак, Александр Кривенко, Юрий Покальчук... По условиям фестиваля, должна была прозвучать одна песня, до того никогда не исполнявшаяся. Это был очень важный момент, ведь сейчас певцы всю свою творческую жизнь выезжают на одной песне.

— Участниками «Фресок в «Залєскі» стали преимущественно лауреаты фестиваля «Оберіг»...

— Это действительно — словно продолжение того фестиваля, но мы выбрали другой формат. Если на фестивале «Оберіг» исполнитель мог выступить только с двумя песнями, то здесь у него целый концерт, в котором он широко представляет свое мировосприятие, свою философию, драматургию концерта.

— «Оберіг» открывал и выпускал в большой мир украиноязычных авторов, которые не просто пели на украинском, а были патриотами Украины. Сейчас создается впечатление, что такие люди исчезли, их мало слышно по радио, телевидению...

— Когда Украина стала независимой, я был очень этим восхищен — и удивлен пессимистическими, как считал, словами Олега Покальчука, что независимость очень дорого стоит. Эту фразу понял значительно позже. Чтобы быть независимым, нужно быть действительно независимым и от какой-то там трубы, и от указаний из Москвы, и от диктата, когда тебе указывают, какой должна быть наша история и кто именно — наши герои... Но я думаю, что тот сгусток энергии, общей энергетики, выплеснутый фестивалями в переломный момент истории в 90-х годах прошлого века, накапливается в обществе. Старая гвардия, выступая на «Фресках в «Залєскі», показывает молодым, что песни, которые они пели тогда, актуальны и сегодня. Их тексты мудры, они не растворились во времени, хотя были написаны будто бы под наше время.

— И «Фрески...» будто бы стали той базой, на которой и воспитывается сегодня патриотизм, воспитывается так называемый маленький, простой украинец. Кто из исполнителей уже принимал участие в этом проекте, кто собирал самый большой зал?

— Кроме лауреатов фестиваля «Оберіг», выступали сестры Тельнюк, кобзарь, бандурист и лирник Тарас Компаниченко, виолончелистка Анна Нужа и бандурист из Канады Виктор Мишалов. Два последних собрали наибольшую публику, потому что наши люди, на мой взгляд, истосковались и по высокому искусству. Но если в зале бывают свободные места, то это проблема не артиста, а Луцка и лучан. Поэтому название проекта «Фрески...», относительно случайное, оказалось очень метким, потому что фрески — это вечное, и то, что мы показываем в своем заведении, тоже вечное. Это не шоу, не забава, это интимный вечер, как и вечер поэзии. Человек должен внутренне желать такого общения с артистом.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ