Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Футбол без фанатизма

15 июня, 2006 - 19:29

«Украина на чемпионате мира… Покатайте эту фразу на языке, поласкайте ее. Свыкнитесь с фактом!»

Нынешний всемирно-футбольный июнь оставил этой книге очень мало шансов быть незамеченной. Когда уже Кабинет Министров переносит свое заседание ради коллективного просмотра матча сборной Украины — попробуй быть индифферентным к чемпионату мира. И к книге, которая способна стимулировать даже неболельщика.

Конечно, «Футбол по-украински» Артема ФРАНКОВА имеет все признаки «календарного» издания: здесь тебе и хронология происхождения сборной, и стенограмма отборочного турнира, и досье на игроков, тренеров и на сегодняшних соперников, и статистика всех Кубков мира. Даже простой сборник таких сведений может уверенно рассчитывать на кошельки десятков тысяч фанов. Но книга Франкова, как это ни странно, адресована прежде всего не фанатичному футбольному субстрату, а, так сказать, болельщику-эстету. Человеку, для которого футбол является любимым, но только одним из проявлений многоликой жизненной Игры. Эта книжка для тех, кто, как и блестящий футбольный журналист Артем Франков, убежден, что «футболом наша жизнь, к счастью, не ограничивается» . И этим она напоминает футбольные бестселлеры советских времен Игоря Фесуненко и Льва Филатова.

Эта книга антифанатична по духу — как и сам автор. «Есть семья — а есть все остальное. Да, это понятно далеко не всем, особенно тем, кто воспитался на идее в необходимости чуть ли не жизнь собственную отдавать за некую абстрактность — например, власть Советам. Или за футбол!» . Этот авторский принцип и выделяет «Футбол по-украински» среди всех прежних попыток проанализировать становление нашего независимого футбола. Попыток, обычно, фанатично-иконописных, где Лобановский — наше все. «Его позиция фанатика заслуживает уважения, но принять ее я никогда не мог и уже не смогу» , — пишет Франков.

Прагматик-Франков выстраивает свою историографическую модель не на внутренних (официальных и кулуарных) хрониках, а как будто извлекая ее из мирового футбольного контекста. Под таким ракурсом аксиомой выглядит то, что успешный тренер клуба никоим образом не гарантирует успеха в тренировке сборной — это, по существу, две разные профессии. До смешного несовместимыми выглядят понятия «тренер с мировым именем» и практика в Арабских Эмиратах. Что уже говорить о «хозрасчетах» , после которых «откровенно запахло жареным» … И становится ясно, что Лобановский, который «просто боялся работать без поддержки сверху в лице первого секретаря Компартии Украины Владимира Щербицкого» , — это просто последний акт советского спектакля на украинском футбольном поле. А «чистить авгиевы конюшни, набивать себе шишки и вытягивать футбол из болота пришлось другим» .

Франков не скрывает собственных симпатий, однако, строго следует правилу безэмоциональности оценок. Симпатизируя Блохину (хотя и подчеркивая, что ни одной кремлевской колоды с ним не таскал), он начинает анализ его тренерства с той же исходной, что и в отношении Лобановского: «Мы по привычке талдычим: «Великий футболист Блохин доказывает, что он может стать и великим тренером», но ведь одно из второго никоим образом не вытекает!» И приходит к выводу, что успех Блохина обусловлен в первую очередь «не футбольными», не фанатичными чертами его характера. А именно: «У этого тренера сборной с чувством юмора определенно все в порядке… Умение сказать: «Я ошибся», «я был не прав». Пусть не сразу, но сказать… Привлекательное и редкое качество сильного человека… Блохин всегда умел воспринимать чужую культуру. Иначе не провел бы в Греции столько лет» .

Да, это та самая, преследуемая советской идеологией тема «Роль личности в истории». Автор, который берется за нее, сразу ставит себя в невыгодную контрпозицию к воспетым пропагандой «массам». Артем Франков мужественно принимает этот вызов массового сознания. «Наш человек в основной своей массе ходит не на игру, а на соперника» , — горько констатирует он уровень восприятия фанов, сформированный глянцевыми журналами и развлекательным TV (как здесь не вспомнить рассуждения философа Сергея Пролеева о «новостийном сознании» , клип-сознании современного «рядового» гражданина).

Вся пятнадцатилетняя история Украины (в том числе, и история футбольная) — позиционная война двух взаимоисключающих парадигм массового сознания: либеральной и тоталитарной. Либерал Франков противопоставляет безответственно-надменному народничеству «классический пример сэлфмэйдмена — человека, который создал себя сам» . Это он пишет об Андрее Воронине, а по существу, — о всех своих «персонажах». В этом смысле «Футбол по-украински» — пособие успеха. Успеха профессионального, но не по-советски фанатичного, а такого, «чтобы хватало времени на нормальную человеческую жизнь» .

И здесь уже футбольная книга — хочет того автор или нет — приобретает черты гражданской публицистики. «Перефразируя известный афоризм о войне, добавлю: «Футбол — слишком серьезное дело, чтобы доверять его одним футболистам!» — в высокопрофессиональной аналитике так бывает всегда (вспомните «папу римского немецкой литературы» Марселя Райх-Раницкого с тем же: «Большинство писателей понимают в литературе не больше, чем птицы в орнитологии» ).

«Черт, отовсюду эта политика лезет!» — неоднократно едва ли не в отчаянии восклицает автор. А что сделаешь, когда тебе дано видеть все эти бои местного значения на футбольном плацдарме гражданского общества. И здесь — все так же, как на Печерских холмах: «А Буряк по-прежнему говорил в том, что нужно проанализировать, извлечь уроки и… явно не собирался уходить по собственному желанию. Здесь уж едва ли не во всеуслышание стали сравнивать его с известным министром обороны, который и не думал насчет отставки, что бы ни творили его подчиненные — дома рушили, самолеты сбивали. Есть такие ситуации, когда виноват или не виноват — дело третье!»

И футбольная пресса страдает от официальной лжи власти так же, как и пресса вся другая (узнаваемая зарисовка с пресс-конференции: «Кое у кого — кто фактами владел — уши в трубочку свернулись» ). А поскольку для Франкова честь и честность не является делом третьим, он поневоле продуцирует сценарий абсурдистской пьесы о политиканском медиа-идеале: «Так и хочется написать однажды отчет объемом ровно в одно предложение: «Как вы сами могли убедиться, немного не повезло» .

У Франкова, несмотря на многочисленные восклицательные знаки, — в высшей степени интеллигентный стиль: он не давит на читателя выводами (пусть и стилистически привлекательными), а предлагает добротно скроенную систему аргументации — решай, мол, сам, соглашаться ли. В этом — и самоиндульгенция на случай, когда его сквозная осанна профессионализму иногда не успевает затормозить на повороте. Например, определяя решающие составные успеха нашей сборной, он пишет: «Рука на сердце во время исполнения гимна, по моей версии, в тройку не попадает. Потому что профессиональная организация дела важнее, чем что бы то ни было» . А история — и наша, и мировая — демонстрирует другое: без профессионального мастерства, ясное дело, вообще не о чем говорить, а вот один профессионализм без «руки на сердце» в международных контактах чаще всего не срабатывает.

Да и сам же Франков пишет: «Прохождение хоть одной стадии плей-оффа (то есть выхода в четвертьфинал) я лично восприму как величайшее счастье и достижение отечественного футбола… Продвижение далее четвертьфинала автоматически НАВСЕГДА превращает всех участников в героев нации!» А это и есть рука на сердце во время гимна. Дай Бог!

Соавторы:

Артем ФРАНКОВ . Футбол по-украински. — Х.: Книжный «Клуб Семейного Досуга», 2006.

Е.К. БИСТРИЦЬКИЙ, С.В. ПРОЛЄЄВ, Р.В. КОБЕЦЬ, Р.В. ЗИМОВЕЦЬ. Ідея культури: виклики сучасної цивілізації. — К.: Альтерпрес, 2003.

Марсель РАЙХ-РАНИЦКИЙ . Моя жизнь. — Москва: Новое литературное обозрение, 2002.

Константин РОДЫК, главный редактор журнала «Книжник-review», специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ