«Образование должно подготовить человека быть успешным в 21 веке. Если мы посмотрим на наши старые программы, стандарты, формы и методы обучения, то увидим, что все это не соответствует основным компетенциям», — говорит сотрудник Института инновационных технологий и содержания образования, МОН Наталия ГУЩИНА.
Над содержанием в правительстве уже поработали. На протяжении последних нескольких лет был принят ряд документов, которые определяют новые тенденции и направления развития системы образования. Самый свежий — указ Президента от 25 июня нынешнего года «О Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года». Основной целью указа является «повышение доступности качественного, конкурентоспособного образования в соответствии с требованиями инновационного стабильного развития общества, экономики» и «обеспечения личностного развития человека, согласно его индивидуальным способностям, потребностями на основе обучения в течение жизни». Ожидается, что реализация стратегии повысит качество отечественного образования и его инновационное развитие в соответствии с мировыми стандартами.
В свою очередь, это будет способствовать «существенному росту интеллектуального, культурного, духовно-морального потенциала общества и личности» — отмечают в пресс-службе МОП.
ОДИН РЕБЕНОК — ОДИН КОМПЬЮТЕР
Что касается формы и методов, то все более заметной становится тенденция изменения учебного пространства в направлении компьютеризации образования. В учебном процессе все чаще используют ноутбуки или планшеты. В связи с этим была утверждена государственная целевая программа «Сто процентов», которая регулирует процесс внедрения в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений информационно-коммуникационных технологий на период до 2015 года. По словам пани Гущиной, за последние годы финансирования компьютеризации школ практически не было. «Компьютеризация школы происходит за счет местных бюджетов и других источников. На сегодняшний день в общеобразовательных учебных заведениях 89,4% школ имеют современные учебные компьютерные комплексы. Это помогло снизить показатель количества учеников на компьютер с 25 до 1».
Не последнюю роль в усовершенствовании форм и методов обучения сыграла компания Intel Ukraine Microelectronics Ltd, которая при поддержке Министерства образования и науки Украины, начиная с 2009 года, проводит конкурсы проектов по использованию современных информационно-коммуникационных технологий в условиях обучающей среды «Учеба для будущего» (обучение учителей) и проект «Один ученик — один компьютер» (обучение школьников). Эти программы предназначены для обучения с использованием инновационных технологий, например, интерактивной доски, способной реагировать на прикосновение, или нетбуки, предназначенные специально для школьников. Особенность этих нетбуков в том, что оснащены они разнообразными датчиками для проведения лабораторных работ, а также другими специально разработанными учебными программами, которые облегчают процесс обучения.
НЕ ОТВЛЕКАЕТ, А ПОМОГАЕТ
Почувствовать на себе все преимущества обучения с применением новых технологий и методов смогло уже свыше 50 школ из разных регионов Украины. Особенностями такого обучения с «Днем» поделилась Наталия САРАЖИНСКАЯ, учитель школы №12 г. Белая Церковь. В этой школе обучение с использованием новинок техники началось еще четыре года тому назад.
«Модель обучения «Один ребенок — один компьютер» выбирали те школы, где почти все учителя прошли программу «Учеба для будущего». У нас, в Белой Церкви, на уровне управления образования существует такое правило: учитель имеет право аттестоваться на высшую категорию только тогда, когда он окончил курсы Intel. Когда были первые курсы, я была тренером этой программы, все прошло на ура. На курсы шли учиться те, кто хотел. Потом осталось пять-шесть человек, которых нужно было «толкать». Конечно, в такой ситуации обучение было сложным, но они видели, что без этого не смогут».
Как рассказала «Дню» пани Наталия, проблем с адаптацией детей к новым технологиям не было. «Когда у детей устройства перед глазами, то они не отвлекаются на разговоры. Им есть чем заняться, им это интересно, их это захватывает». Тридцать нетбуков досталось школе в качестве приза учителю, который выиграл конкурс. Было решено применить (в виде эксперимента) на учениках третьих классов. Проучились дети с такими чудо-устройствами до пятого класса, потом перешли на обычные учебники, а гаджеты достались другим третьеклассникам. В настоящий момент они учатся в седьмом классе. «Конечно, дети очень печалятся. В третьем классе у них были уже свои блоги. Эти дети в блоге самостоятельно создавали контент — задания друг для друга, для начальных классов», — рассказывает учительница.
«Наибольшей угрозой экономическому росту после кризиса является недостаточное количество талантов, которые могли бы создавать новые технологии, инновации, новые знания, — утверждает директор образовательных программ Intel в Украине Татьяна НАНАЕВА. — Если раньше давали знания и оценивали знания, то сейчас, в 21 веке, нужно давать кроме знаний еще и навыка для работы, для карьеры, для успешной жизни. Для этого необходимо создать и новые стандарты, и новые программы, а в первую очередь сформировать среду, в которой все это заработало бы».
УКРАИНСКИЙ ПЛАНШЕТ — С УКРАИНСКИМ КОНТЕНТОМ
Недавно в продажу поступил первый украинский школьный планшет Senkatel ZnayPad. Разработала и представила его на рынке компания «Электронные образовательные системы» совместно с представителями компаний Intel и Senkatel, а также издательствами «Ранок» и ТМ «Розумники». «Есть вероятность прорыва Украины именно в интеллектуальной нише, — отметил генеральный директор компании «Электронные Образовательные Системы» Владимир ЧЕПОВОЙ. — Меня особенно радует то, что все элементы программно-аппаратных решений нашей экосистемы разработаны в Украине, украинцами и для наших с вами детей».
Школьный планшет предназначен для индивидуального использования как дома, так и в школе, и является важным шагом для массового применения интернет-технологий в образовании. Уже на первом этапе школьники смогут заменить килограммы бумаги одним легким планшетом, используя электронные версии учебников. Также к планшету прилагается специальная ручка, что позволяет развивать технику письма у учеников начальных классов и не забывать ее в старших.
Практическое использование школьниками компьютеров и планшетов зависит от доступности учебного контента. Именно поэтому партнерами школьного планшета выступают украинские издательства и разработчики интерактивных учебных материалов. «Мы занимаемся созданием мультимедийного образовательного контента на базе авторских научных материалов. Современным трендом в создании мультимедийных уроков является индивидуальный подход и возможность кооперации учеников между собой и с учителем в процессе обучения», — рассказывает Александр КОХАН, директор издательства «Розумники».
Для себя издатели видят широкие перспективы в сотрудничестве с разработчиками школьных электронных устройств. «Наше издательство выпускает большой ассортимент учебных и развивающих пособий, методические материалы, а также учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Украины, в том числе и в электронном виде. Мы видим перспективы в долгосрочном сотрудничестве с разработчиками школьных электронных устройств», — объясняет Виктор КРУГЛОВ, директор издательства «Ранок».
Разработчики этого школьного планшета также представили инновационную модель экосистемы школьного образования ближайшего будущего. Первые элементы этой экосистемы — сам планшет ZnayPad и образовательный ресурс ClassBook.com.ua — уже запущены в работу.