Уже семь лет галерея «АВЕК» в Харькове приятно удивляет посетителей разнообразием экспозиций. В разное время здесь можно увидеть живопись, скульптуру и фотографию; морские ракушки, японские миниатюрные фигурки нецке и польскую нумизматику; детские рисунки и археологические находки Салтовской культуры... В настоящие времена удивить может еще один немаловажный фактор: вход в галерею для всех и в любой час работы, для индивидуальных посетителей и для экскурсий — неизменно бесплатный. Это — принцип, заложенный при учреждении галереи и поддерживаемый все годы ее работы.
Об истории и сегодняшнем дне уникального художественного зала рассказывает руководитель программы «Галерея «АВЕК» Елена Владимировна ПОЗДНЯКОВА.
— Это задумал и реализовал в 2000 году Александр Борисович Фельдман, который тогда еще не был народным депутатом Украины. Его идея — в центре Харькова посетители должны видеть искусство Слобожанщины, и для этого нужно сделать такую площадку, на которой выставляли бы свои произведения харьковские художники: живописцы, скульпторы, графики.
На сегодняшний день это самая большая в восточной Украине частная галерея, один из проектов Международного благотворительного фонда Александра Фельдмана (раньше он назывался Харьковский городской благотворительный фонд «АВЕК»). И поскольку проект входит в структуру фонда, он полностью отвечает его задаче: проводить благотворительность. Когда желающие звонят по телефону в фонд, просят разрешения провести экскурсию и спрашивают, сколько это будет стоить, — то ответ: «Нисколько!», конечно же, производит сильное впечатление.
— Поражает также разнообразие экспозиций. Как вам удается их собирать и какие критерии отбора?
— Это — современный зал. В процессе работы стало видно, что здесь очень неплохо чувствуют себя и фотография, и нумизматика. И живопись неожиданно раскрывает свои лучшие стороны, потому что в этой галерее — прекрасное освещение в любое время суток.
Когда мы готовили выставку «Айвазовский и его внуки», то экспонаты подбирали вместе с директором Феодосийской картинной галереи. Внуки Ивана Айвазовского также были очень умелые художники, и несколько произведений одного из них — Алексея Ганзена — есть в Феодосии. Мы решили привезти эти работы из Крыма просто так, чтобы харьковчане составили представление о работах и этом художнике. Но когда мы поместили картины на эту стену рядом с работами самого Ивана Айвазовского, то директор Феодосийской галереи, приехавшая в Харьков на открытие, заметила, что внук — такой же сильный художник, как и дед. А чтобы заметить это раньше, в Феодосии просто не было подходящего освещения...
Так что на сегодняшний день у нас прошло уже около девяноста выставок. И здесь было всякое!..
— Какое место на них заняло фотоискусство?
— Фотовыставок у нас было десять, разных по географии, по стилистике.
Например, фотохудожник из Минска Владимир Богданов в экспозиции «Фундамент вечности» показал памятники культуры Беларуси. Оказывается, там есть очень интересная архитектура — даже готическая!
Выставка белорусского фотомастера проводилась в рамках проекта «Диалог культур», осуществляемого фондом, и не была единственной. Всеукраинская фотовыставка «Этническое разнообразие Украины» состоялась в 2004 году в Харькове по итогам конкурса, который проводило Министерство культуры и искусств Украины. Как профессионалы, так и любители из Киева, Одессы, Львова, Винницы, Житомира, Херсона, Симферополя, Луцка создали своеобразный этнокультурный фотопортрет современной Украины.
— Для диалога культур нужна хорошая основа с обеих сторон. Харьков ведет диалог на равных?
— В конце 60-х годов в Харькове зародилось мощное фотографическое движение. Центром его стал областной фотоклуб, который назывался «Время». В него входили Борис Михайлов, Евгений Павлов, Александр Супрун, Олег Малёваный... Они как будто ворвались в культуру и утвердили на харьковских пространствах фотографию как признанное искусство. Центр этой группы действует поныне, и отражение ее работы — в нашей галерее, и не только в ней.
Фотохудожники Боб (Борис) Михайлов, Сергей Братков в этом году выставили свои работы на биеннале в Венеции. Фотографии Евгения Павлова, того же Боба Михайлова, Олега Малёваного, Александра Супруна можно увидеть в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Позднее группы «Время» на творческом горизонте появились Владимир Оглоблин, который любит фотопутешествия, Владимир Бисов — они оба ныне работают в жанре городской фотографии.
Нельзя не вспомнить Сергея Глущенко, который стал в Харькове родоначальником искусства подводных фотосъемок и основателем школы этого направления.
Творчество Юрия Ворошилова можно считать отдельной ветвью харьковской фотодокументалистики...
— И насколько стилевое разнообразие фотографического искусства представлено в галерее «АВЕК»?
— Мы не преследуем цель показывать разные стили. Но когда в фотовыставках отражаются география и определенные социальные моменты, то неизбежно проявляются и стилевые отличия.
Уже упомянутый ранее Владимир Бисов представлял красоты родного края, в частности, — в экспозиции «Национальная география Украины». А на выставке «Твои учителя, Родина!» мгновения из жизни педагогов, запечатленные приблизительно в полусотне портретных и жанровых снимков, показал в своем видении фотокорреспондент харьковской газеты «Время» Святослав Проскурин. Так что бывают и пейзажные фотографии, и портреты...
Недавняя выставка «Рассекреченная память» — это яркая фотографическая документалистика, которая отражает Голодомор начала 30 хгодов в Украине. Рядом с историческими снимками — фотокопии ранее недоступных для осмотра архивных документов. Ранее проведенная польская фотовыставка «Дни «Солидарности», понятно, проходила в одном русле с «Рассекреченной памятью»: она также уходит в глубь истории, когда зарождалось и развивалось в Польше всемирно известное общественное движение. Обе эти выставки политические, обе вмещали много архивных фотографий, обе их легкими для восприятия не назовешь.
И если эти фотовоспоминания сравнить с оперой драматического и трагического сюжета, то выставка «Выбор» фотомастеров из немецкого города Нюрнберг «звучала», как оперетта. Она очень «легкая» — в хорошем смысле этого слова: здесь можно было отдыхать.
— А как в этот контекст вписывается фотовыставка газеты «День» — на рубеже зимы и весны нынешнего года?
— Она действительно имела большой успех, и я задумалась: а чем же, действительно, она понравилась?
Ответ нахожу в прослеживании параллелей с нашей харьковской фотошколой. Чем привлекает пора конца 60-х годов, когда в Харькове активно действовало объединение фотографов? Они все очень много работали, собирались, показывали друг другу свои работы, выносили их на общественный суд, выставки делали... А потом наступил период какого-то социального затишья: ну, сделал — что-то друзьям показал, что-то где-то напечатал, что-то в ящик стола запихнул, что-то еще куда-то дел... И как-то это все развеялось.
...Так в чем я увидела хорошую примету выставки «День-2007»? Я это назвала бы новым подъемом инициативы. Люди опять фотографируют, посылают работы в газету и видят какой-то отклик. То есть — если можно так сказать — это как будто создание фотографической народной галереи. У нее нет конкретного адреса, но она существует. Она существует во времени, существует в пространстве: ее возят по различным городам...
Еще я назвала бы это определенным художественным явлением: взглядом нашего народа на себя со стороны.
— Не слишком ли мрачный взгляд у народа на себя? Мнение это не мое — и я его не разделяю, а только воспроизвожу услышанное в одной из аудиторий. Кто-то из присутствующих, рассматривая календарь газеты «День», иллюстрированный фотографиями, высказал такое свое настроение.
Ну вот, напомню, например, фото «На Паску» Анатолия Степанова из Киева: туманный пейзаж, черные деревья, темный деревянный мостик, который только что перешла женщина. И только два светлых пятна — платок на ее голове и рушник, прикрывающий корзину с освященной снедью, — аж слепяще-белые в этой темной безграничности... Или вот: «Что далее?» — тяжело задумались дети, которые попали в специальный милицейский приемник в Киеве, — это на фотографии Леонида Бакка...
— Мне они нравятся философичностью, кому-то — нет. А ваше мнение о таких снимках?
— Мы же должны действительно смотреть на себя со стороны! А это значит — нельзя себя убаюкивать и показывать только красивое. Оно есть, мы его видим и также выражаем. Но если мы будем говорить, что у нас все только хорошо, потому что — смотрите, какие у нас цветочки красивые, и это якобы достаточное основание для обобщенных выводов, — мы же так никогда лучшими не станем!
Чем мне еще понравилась фотовыставка газеты «День» — это мощн ым движением. И когда люди приходят сюда, то они в любой момент могут к этому движению приобщиться: также принять участие в конкурсе, где-то выставить свои работы и получить хороший отзыв о них.
На открытии выставки был Владимир Анатольевич Оглоблин и сказал, что в свое время был участником редакционного конкурса. Мне приятно, что такой авторитетный и уважаемый в Харькове автор также принимал участие в нем.
...Фотография — очень сильный вид искусства. В ней происходит как будто фиксация памяти. И особенно четко это проявилось на выставках памяти жертв Голодомора, зарождения польской «Солидарности». Фотографии со всей своей честностью и бескомпромиссностью, документальностью показывают нам нашу жизнь, хотя отражаются в них и горькие страницы истории.
— Честность и бескомпромиссность, документальная горечь имеют спрос? Среди молодежи также? И много ли в галерее заявок на экскурсии?
— Смело говорю, что — да! Из Харькова и области экскурсии у нас постоянно. Их проводят очень опытные экскурсоводы из Харьковского художественного музея, и дети, конечно, с удовольствием слушают.
...Порой о настоящем искусстве и культуре, о дорогих сердцу понятиях можно услышать циничные суждения, прикрытые псевдоэкономической терминологией: «нерыночный проект», «некоммерческое искусство», «неформатный жанр», «неприбыльный язык»... Говорят, что спрос определяет предложение, — а спрос у нас, мол, вот такой. И забывают или сознательно замалчивают обратную связь: предложение формирует спрос!
Поэтому все соответственно: предложение разнузданных вкусов порождает и умножает дикарский спрос; культурное предложение воспитывает и наращивает цивилизованный спрос.
Попробуйте лишь предложить интересную и умную украинскую прессу, высокую классическую музыку, интеллектуальный театр, стоящее изобразительное искусство — и окажется, что существует спрос на них, что по всему этому тоскует немало жаждущих человеческих душ, жажда которых кое-где часто грубо игнорируется.
Тем более ценны ныне деяния интеллигентов, которые, несмотря на навязываемую примитивную моду и идя на неизбежные материальные затраты, самоотверженно проторяют путь духовности.