В какого человека выгоднее «вкладывать деньги» — в больного или здорового? С одной стороны, бросить на произвол судьбы больных людей, которые и без того недополучают из-за нищенского бюджета здравоохранения, будет, по меньшей мере, негуманно. С другой — если все время думать о больных, можно распрощаться с мыслью о том, что со временем смертность уменьшится и нация оздоровится. Пока эта дилемма решается медицинским министерством однозначно. «У меня эпидемия туберкулеза, 42 тысячи ВИЧ-инфицированных, 700 тысяч онкобольных и миллион диабетиков. Где я найду средства на профилактическую медицину?» — говорит министр здравоохранения Виталий Москаленко. Так рассуждали и его предшественники. В то же время ВОЗ настоятельно рекомендует сменить приоритеты с учетом общемировых тенденций. Медицина в XXI веке, на их взгляд, должна забыть про свои защитно-оборонительные функции и превратиться в конструктора здоровья. К тому же это, оказывается, и экономически выгодно. К примеру, один доллар, вложенный в профилактику, впоследствии позволяет сэкономить 7 долларов, которые пошли бы на лечение.
Когда экономные американцы это поняли и стали расходовать значительные средства на немедицинские методы сохранения здоровья, они получили ошеломляющие результаты. Благодаря умелой рекламе, а также мерам убеждения и принуждения в США за относительно короткий срок более 20-и миллионов человек бросили курить, пересмотрели свои взгляды на пищу и занялись физкультурой. Безусловно, подстегивало и то, что в противном случае пришлось бы существенно сократить свои расходы, поскольку многие фирмы просто отказывались брать на работу курящих и тучных людей, а страховые компании стали выплачивать меньшие суммы страховок людям с низким индексом здоровья.
У нас не такие радикальные, но все же действенные методы также иногда практикуют. В погоне за призом во время конкурсов, которые систематически проходили под эгидой Международной программы семьи, несколько месяцев смогли воздержаться от курения 78%. После завершения конкурса вовсе перестали курить 28,5%, а 34,5% сократили количество употребленных в день сигарет. Словом, формирование идеологии здоровья напрямую связано с мотивацией, которая, кстати, как показывают исследования, отсутствует у 75% студентов медицинских вузов.
Подкорректировать сознание не думающих о своем здоровье людей призвана наука валеология. Ее даже назвали «жемчужиной славянской мысли» — никто больше не додумался выделить здоровье в отдельную категорию. Валеологию планировали преподавать в вузах и школах, делая особый акцент на учениках младших и средних классов, так как их психика лучше поддается внушению. Правда, в России, как, впрочем, и в Украине, «машинист побежал впереди паровоза». Специалистов-валеологов еще не было, а предмет в школьном расписании уже значился. На роль «пропагандистов здорового образа жизни» директора школ стали приглашать экстрасенсов, сектантов и сомнительных врачей- нетрадиционщиков. Закончилось же преподавание валеологии и вовсе печально. Чиновник из российского министерства просвещения взял грант у Сороса на преподавание полового воспитания в школе. Мягко скажем, не совсем своевременные лекции ученикам младших и средних классов вызвали вполне закономерный протест у родителей, и отпевание валеологии как учебного предмета началось вместе с гневным письмом в российское министерство просвещения, которое подписали 140 самых влиятельных и авторитетных людей России. В Украине произошло практически то же самое, только с меньшим резонансом. По инициативе 13-и народных депутатов валеологию изъяли из курса школьной программы. Ее до сих пор предпочитают именовать лженаукой и информационным оружием, направленным на разрушение традиционных национальных ценностей и навязывание чуждых нам практик.
Хотя на самом деле все намного проще. «Лженаука» всего лишь говорит о том, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни — он на 50% определяет уровень общественного здоровья (условия внешней среды — на 20%, наследственность — на 20%, и деятельность системы здравоохранения — на 10%). Глава проблемной комиссии Министерства здравоохранения и АМН Украины «Валеология», доктор медицинских наук, профессор Геннадий Апанасенко уже давно описал два феномена: безопасного уровня здоровья и саморазвития патологического процесса. Первый заключается в том, что существует такое количество здоровья, при котором заболевания не развиваются. А второй — при выходе из «безопасной зоны» болезни прогрессируют уже абсолютно независимо от силы внешних воздействий. Человек не успевает выздороветь, как снова заболевает. Исследования ученого показали, что если в 90-х годах «безопасно здоровыми» были 5 — 8% населения, то уже в 2000-м — меньше 1%. Правда, это не является отличительным признаком украинцев. На Западе показатели приблизительно такие же, и множество больных «вытягивает» только высокий уровень системы здравоохранения. В результате мы меньше всех в Европе живем и чаще всех умираем от сердечно- сосудистых заболеваний.
Сейчас, как рассказывает директор Института общественного здоровья Виктор Пономаренко, «работа над ошибками» ведется довольно активно. В недавно принятой программе «Здоровье нации» отельными пунктами значатся профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни среди населения. Пересматриваются сейчас и стратегические задачи здравоохранения, появляются такие дисциплины, как социальная медицина и культура здоровья, проводятся антитабачные и антиалкогольные акции. Не последнюю роль в решении данного вопроса, на его взгляд, сыграет институт семейной медицины. Врачи будут влиять на психологию семьи и благодаря систематическому осмотру прогнозировать возможные заболевания — словом, активно вовлекать личность в процесс собственного здравостроительства. Правда, как склонны думать некоторые, процесс этот будет достаточно болезненным и сложным, поскольку натолкнется на преграды, воздвигнутые историческим прошлым украинцев и их менталитетом. Издавна любимым развлечением восточных славян было застолье, а казак, который не курит и не пьет водку, и вовсе не может таковым называться. Впоследствии недомогания «поощрялись» и советскими законами с больничными листами, льготами и путевками. Поэтому Геннадий Апанасенко считает: для того, чтобы индекс здоровья нации, пусть медленно, но уверенно пополз вверх, необходимо — ни много ни мало — сформировать новое общественное сознание. В данном случае, на его взгляд, можно применить принцип предвыборных технологий и прочие манипулятивные техники — главное, чтобы было желание и мотивация это сделать. То есть ведущую роль в оздоровлении нации — как физическом, так и психологическом — ученый отдает социальным психологам, которые подготавливают почву для работы врачей.
То небольшое количество психологов, практикующих в Украине (наша страна занимает одно из последних мест в Европе по количеству психологов на душу населения), с этим соглашается и акцентирует внимание на подавлении консерватизма и популяризации психосоматических подходов. По их мнению, люди должны заняться гигиеной своего сознания, поскольку понятие «здоровый образ жизни» предполагает не только сохраняющее здоровье поведение, но и такое же мышление.