Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гиппократ против Эмпедокла

Как скрыться от «целителей»?
6 сентября, 2004 - 20:26
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Разворачиваю газету — и в глаза бросается «контактер Петр со своим волшебным котом»: лечат все, а к тому же имеют для пациентов неисчерпаемый запас «метеоров и плазм». Переворачиваю страницу — а там «народная защитница госпожа Анна» в вышиванке и платочке; сочувствует врачам, которые «только разводят руками», зато «мне мои предки передали уникальный метод» — короче, «не затяните проблему», приходите (50 грн.). Беру в руки книгу суперцелителя, афишами которого обклеен весь город, и читаю, что на его лечебном сеансе одна бабушка заснула и вознеслась в воздух, пришлось ловить ее за ногу. А если бы не поймали?!

КОНТАКТ №1

К рекламе мы относимся, как к комарам на даче: можно перетерпеть, но очень дразнят. Однако для социолога статистика рекламных объявлений — золотое дно. Особенно в газете «РІО», которая печатает все, что идет самотеком. Так вот, из 669 проанализированных мной объявлений на секс-бизнес приходится 55%, а на гадание, ясновидение и целительство — 15%. Остальное, меньше трети, остается на все, что можно представить (от стрижки собак и музтамады до репетиторов и частных детективов). Проститутки закрепились на командных высотах, но и гадалки не плетутся в хвосте. Половина из них рекомендуется лаконично: «гадаю» или «предсказываю судьбу». Треть обещает «возвратить мужа в семью», снимает «венец безбрачия» и знает, как можно «присушить» своих избранников. Остальные лечат («снимают») бессонницу, «порчу», «сглаз», запой, детские болезни (испуг), депрессию, «ставят защиту от энергетических вампиров». Меньше всего тех, кто чувствует дар к «заговорам на деньги» и «защите от неудач в бизнесе».

Цитирую, сохраняя стиль: «Потомственная гадалка, провидица. Вижу прошлое и будущее, снимаю порчу и сглаз, ставлю защиту. Гадаю по фотографии, называю имена. Помогаю во всех случаях». Набираю номер телефона, узнаю о гонораре и адресе. Делегирую к провидице свою помощницу с фотографией, сделанной почти 50 лет назад: я и симпатичная девушка — то ли я ее прижал, то ли она ко мне прильнула. Легенда: действие происходит в наши дни; «он», студент, начал плохо учиться, не ночует дома; «она» — неизвестно кто; по фото, найденному в его кармане, просьба назвать имя девушки и вообще рассказать о ней как можно больше. Новый современный дом. Консьержка дает блестящую характеристику провидице (очевидно, не «за так»). Роскошная квартира, на столе икона, Библия и лупа. Провидица выслушивает легенду и спрашивает (?!) имя юноши. Дальше — «понты»: наугад разворачивает Библию, читает несколько строк, закрывает глаза, шепчет, разглядывает фото (9х12) в лупу. Итоги визита: а) имя девушки назвать не может, потому что «сегодня ее планета закрыта»; б) юношу эта краля «сглазила», навела «порчу», но она берется его лечить — пусть приводят сюда. Длительность визита — 5 минут, оплата — 6 гр. за минуту. Why not? Почему бы и нет, если (сказала консьержка) за день бывает 5—10 посещений?

КОНТАКТ №2

Я продолжал звонить по телефону по объявлениям, ставя два вопроса: «Можете ли заговорить экзему?» и «Можете ли вы снять кадаверит?» Что такое экзема, знают все. Ее проявления очевидны; просто заморочить человека и убедить его, что экземы уже нет, нельзя — и ни одна из моих респонденток за такую работу не взялась. Что касается «кадаверита», то это слово (извините врачам мрачный юмор) образовано от латинского cadaver (труп) и на жаргоне означает тяжелую болезнь непонятного происхождения. Прошу: 13 из 13-и опрошенных брались за ее лечение. А вот четырнадцатая сказала, что не знает о такой болезни, но нужно изучить состояние всего организма, приходите и попробуем. Это мне понравилось. Я назвался; закончилось тем, что эта госпожа и ее соратница пожаловали ко мне в институт. Обе имеют дипломы КПИ, а колоду начали тасовать, потеряв работу. Выяснилось, что гадание для них — пройденный этап. Чтобы помогать людям при посредничестве карт, нужно опираться на «черные» силы, а это плохо. Обе учатся на многомесячных платных курсах, где через Библию совершенствуют душу, после этого будут лечить народ уже «по-белому». Говорили искренне, даже восторженно — возможно, убеждая не столько меня, сколько самих себя. Перешли бы на инженерную работу, имея приличный заработок? «Нет!» Поверхностно зная что-то о физиологии и патологии, не боятся ли браться за лечение? «Ну, мы смотрим, ощущаем… Вот одному больному не хватало микроэлементов, это видно, а он сделал анализы, и подтвердилось». Каких именно микроэлементов? «Разных…» Много было больных, когда вы ощущаете, а анализы это подтверждают? «Были такие случаи». В целом, мои гости были возвышены в предчувствии новых терапевтических перспектив через усовершенствование души… Мне их немного жаль. Если же речь идет о «черном» и «белом» оздоровлении, то еще фарисеи обвиняли Иисуса в том, что он вылечил «немого слепца, который был бесноватым» (тяжелый случай!) «не иначе, только как Вельзевулом, князем демонов» (Матфей, 12.22). Проблема для Достоевского: можно ли делать добро при посредничестве черта? А вообще Новый Завет является своеобразным пособием по патологии: лечение лихорадки, проказы, кровотечения, немоты, глухоты, слепоты, травм, болезней позвоночника и суставов, атрофии конечностей, а также массовые сеансы оздоровления от всех болезней — вот чем Христос и апостолы вдохновляли тогдашних евреев. Спаситель оживлял и мертвых; хотя задолго до него этим гордился грек Эмпедокл. А наш отец врачей Гиппократ не верил и при всяком случае над Эмпедоклом смеялся. А Иисусу оппонировали иудейские саддукеи, которые не считали воскресение умерших возможным. А выдающийся наш земляк (одессит) Федоров — едва ли не самый оригинальный философ в Российской империи — писал о воскресении родителей, дедов и пращуров как о конечной задаче человечества. А шарлатан из Москвы, который называет себя Лонго, уверяет, что уже знает, как это делается… Вернемся к живым.

КОНТАКТ №3

Врач, который живет в одном из областных городов, наезжает в Киев спасать алкоголиков. Самое интересное в его объявлении — ГАРАНТИРОВАНО оздоровление (о чем с пациентом заключается договор с печатью). Перед кабинетом страждущие: матери — с сыновьями, жены — с мужьями. Атмосфера гнетущая, потому что уже ходили и к гадалке, и к попу, и к «тому деду с травами». В то же время на лицах сопровождающих проблески надежды. У больных, в зависимости от стадии болезни, можно прочитать в глазах стыд, безразличие, покорность, агрессию — или ничего. Врач сначала проводит общую беседу, во время которой я узнаю: 1. Что он был соратником Кашпировского. 2. Что его методика оригинальна и неповторима. 3. Что у него много врагов в медицине, которые его критикуют, хотя сами лечить не научились, и даже приходят сюда и слушают, а тогда распускают сплетни. Далее были индивидуальные беседы (на столе икона и свеча), сование неназванных лекарств, сеансы группового внушения, опять сование… В конце — рекомендации, в перечень которых входит, в частности, ванна в воде, настоянной на 9 еловых шишках. И главное — подписание документа: 1. Все, что сделано для пациента сегодня, является достаточным, чтобы выздороветь от алкоголизма. 2. Если кто- нибудь и дальше будет пить, то этим самым он нарушает заключенное соглашение, за что врач не отвечает. Можете мне верить: такую бумагу я держал в своих руках и читал своими глазами. Хочу надеяться, что эта мистерия даже некоторым пациентам помогла, но за что отдали по 600 грн. матери или жены тех, кто напьется уже завтра утром? Апломб, ссылка на Кашпировского, икона, девять шишек и гарантированный заработок для себя вместо гарантированного выздоровления «для них» являются признаками не единичного явления. Границы научной медицины размывает «целительская попса». Создается впечатление, что в первую очередь врачи, а не «целители» желают противоестественного единения. В этическом плане чем отличается поборник алкоголизма от гадалки, которая сквозь лупу разглядывала мою фотографию?

КОНТАКТ №4

К сожалению, в последние годы я больше пишу, чем читаю, поэтому немного взгрустнул, проходя около Государственной медицинской библиотеки на ул. Толстого. А шел я в расположенный рядом медицинский институт, который мне, старому врачу, готовит смену и замену под эгидой Ассоциации народной медицины Украины (АНМУ). Что такое «народная медицина»? Это «баба», которая завязала мне пуп. И еще одна, которая вскоре после этого к моей обожженной руке прикладывала простоквашу. И костоправы. И травники. И женщины, которые бешиху (рожу) прижигали паклей (ныне это делается при помощи кварцевой лампы). И тот дед, который на моих глазах еще пятьдесят лет назад присыпал глубокие ожоги белой глиной, — ныне она называется «адсорбент» и имеет широкое применение. И пасечник, который на спину больного радикулитом прикладывал раздраженных пчел, чтобы жалили (ныне мази с пчелиным ядом продаются в аптеках). Все рациональное, что накопил народный опыт, давно вошло в арсенал медицинской науки; нет ничего более глупого, чем попытки народную медицину называть нетрадиционной. Но, что было то прошло, а теперь, оказывается, народная медицина — это 414 страниц (!), на которые тетя Гарафина напустила густого тумана суеверий, предостережений и рекомендаций. Цитирую: «Тоненькая полоска усов над верхней губой ослабляет работу слюнных желез, вызывает на родовой линии рак простатной железы. Нехорошо удалять волосы с ног. Маруся сняла волосяной покров — начало слабеть сердце. Аня сняла волосы с ног — и попала в автомобильную катастрофу. За сексуальные позы со своей родной женой муж получил страшную болезнь — красную волчанку. От этого может быть потомок с очень выпуклыми глазами или сросшимися ягодицами. Среди потомков появляются алкоголики, раковые заболевания, нарушение эндокринной системы». Господи, Твоя воля! Смеяться или плакать? Откуда тетя Гарафина знает такие слова — «эндокринная система»? Вариантов два. Или эту книгу за нее написали доброжелатели, восхищенные псевдоукраинским вздором, или тетя Гарафина нахваталась слов на «курсах». Это очень просто: читаете объявление на стене мединститута АНМУ и выбираете для себя, целителя, куда направиться: выбор — 17 краткосрочных факультетиков. Один из них (я сказал бы «одинешенький») называется «основы медицины», а остальные… Меня больше всего порадовала астрология: здесь ее, значит, преподают — в мединституте АНМУ; напреподают, а потом раздают сертификаты.

Выдумав себе целительскую легенду («лечение злокачественных опухолей геомагнитным ударом») и обдумав, что буду плести, если придется о ней рассказывать, я открыл двери в мединститут — и через 35 минут вышел оттуда, зная все, за чем пришел. Моя легенда никого не удивила. Объяснений не просили, а рассказали, что 1) должен пройти курсы медицинской подготовки (три недели, 300 грн.); 2) курсы биоэнергоинформацинной терапии (три недели, 300 грн.); 3) пройти собеседование и аттестацию (400 грн.); 4) идти в Минздрав, комнату 91, чтобы получить специальное разрешение (160 грн.) и, наконец, целительскую лицензию (350 грн.). Все? Не совсем: через 3 года всю процедуру нужно повторить. За те же 1510 грн? Ну, знаете, расценки меняются… Там увидим! «Жизнь прекрасна и удивительна!» — подумал я, выйдя на улицу из этого чудаческого заведения. А в министерство не пошел, потому что от надежного человека узнал, что там многих бракуют, хода не дают, но за «штуку баксов» лицензию можно получить на любую глупость. Подчеркиваю: так мне сказали, но действительно ли дают — берут и кто — кому, того не знаю и никого не обвиняю.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

Есть и всегда будут люди, которые по невежеству, психопатологическому фанатизму или для заработка будут пытаться лечить. Есть и всегда будут люди, которые из-за несовершенства медицинской науки и недостатков в организации здравоохранения будут искать спасения у гадалок или «целителей». Мысль о том, что усилия АМНУ и Минздрава позволят регламентировать эту стихию, была основательной. Но практика однозначно свидетельствует о другом: зарабатывают целители, но зарабатывают и «на целителях», и чем их больше, тем лучше некоторым чиновникам от медицины. То, что делается в этой сфере, — дикий базар, на котором «с земли» продают не мясо, а престиж науки. Мне безразлично, скольким невеждам не выдали лицензий, но меня ужасает количество тех, кто ее получил. Для науки то, что называется «народная медицина» («целительство»), может стать источником новых методов и средств. Они должны быть апробированы по жестким критериями, которые применяются к любым новациям в медицине. Если нужен опыт, будет достаточно недельной командировки в США: именно так в этой стране регламентируют «целительство». Понятно, что 95% потенциальных эмпедоклов сразу отпадут. Остальные откажутся ли от своих планов? Нет. Однако НИКАКИХ ЛИЦЕНЗИЙ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОЛУЧАТЬ «ЦЕЛИТЕЛИ» НЕ ДОЛЖНЫ. Свою деятельность пусть регистрируют в Минюсте (и платят налоги как те, кто ремонтирует квартиры или стрижет собак). Для большинства пациентов это не будет иметь смысла. Около двух третей этого контингента — женщины старшего возраста, которые верят в чудо и не интересуются лицензиями. Этого не изменишь. Принципиальным является сохранение значимости врачебного диплома по сравнению с целительской «ксивой» (несмотря на то, что некоторые эскулапы с радостью продают свое первородство). Мы не всегда будем бедными, однако авторитет врача легко продать, а трудно купить. Не берусь говорить, нужна ли на свете АМНУ. Но с институтом, который под ее руководством стал центром антинауки, нужно что-то делать. Никого я там не знаю, ни с кем не конфликтовал и с чистой совестью обращаюсь к коллегам: Medicus, cura te ipsos! Врач, исцелись сам! Стыдно, ребята…

Владимир ВОЙТЕНКО, доктор медицины, профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ