Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Главная наша цель — объединение православия в единую поместную церковь

19 января, 1999 - 00:00

А начал Патриарх с поздравлений: «Сердечно поздравляю читателей
газеты «День» с прошедшими праздниками, в первую очередь, с великим Рождеством
Христовым, а также с Крещением Господним (19 января). В этот день произошло
выдающееся событие — Иисус Христос на реке Иордан принял крещение от Иоанна
Крестителя, крестился водой и Святым Духом. Тем самым Он призывал каждого,
кто хочет стать членом Церкви, принять таинство крещения, во время которого
происходит очищение от грехов и как бы рождается другой человек.

В день Крещения Господня выполняется обряд освящения воды
рек, озер, колодцев и т.п. Вода становится тем, что по-гречески называют
«агиосма» — святыня; ею освящают душу и тело человека, дома, скот, пчел,
отгоняют злых духов. Во времена раннего христианства разрешалось пить свяченую
воду тем, кто за грехи был отлучен от причастия.

— Какие события церковной жизни прошлого года Ваше Святейшество
считает наиболее важными?

— Это, в первую очередь, освящение реконструированной колокольни
Свято-Михайловского монастыря, окончание восстановления экстерьера Златоверхого
Свято-Михайловского храма и освящение крестов на его позолоченных куполах.
Еще восстановление и освящение знаменитой старинной церкви Богородицы Пирогощи.
Тот факт, что возрождением наших святынь начало заниматься государство,
свидетельствует о том, что, наконец, наступили времена духовного возрождения
страны, души народа.

Мы рады также тому, что в конце прошлого года начались
работы по возведению разрушенных частей Свято-Успенского собора Киево-Печерской
лавры.

— Кстати, Ваше Святейшество, накануне церемонии освящения
капсулы, которая закладывалась в фундамент Успенского собора, СМИ сообщили
о том, что освящать будете Вы. Выяснилось, что это сделал предстоятель
УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В чем тут было дело? И
главное — является ли освящение митрополитом Владимиром свидетельством
того, что правительство приняло решение о передаче Успенского собора именно
УПЦ, а не Киевскому патриархату?

— Я не знаю, какие там были «подводные течения», но решение
о предстоящей передаче Успенского собора той или иной церкви еще не принято.
УПЦ, как известно, владеет Нижней Лаврой, но не Верхней, где находится
собор. Наша позиция остается неизменной — недопустимо передавать церкви,
которая является частью Русской православной церкви, такую национальную
святыню, как Успенский собор. Сейчас в среде украинской интеллигенции,
в нашей церкви формируется движение, собираются подписи в пользу того,
чтобы этот собор был передан нам.

— Не считаете ли Вы, что после восстановления Успенский
собор может стать своеобразным ящиком Пандоры — новым источником противостояний
между
православными Украины?

— Очень вероятно, что так оно и случится. Думаю, что по
этой причине собор после завершения могут длительное время не передавать
никому.

— Прошу рассказать о главных направлениях церковной политики
УПЦ КП в 1999 году.

— Как и до этого, главной нашей целью является объединение
православия в единую поместную церковь. Будем, как и раньше, осуществлять
работу с прихожанами, с приходскими священниками других православных церквей,
т.е. работать с народом православным, а не с иерархами.

— А что думает Ваше Святейшество о настроениях епископата
УПЦ, ведь большинство епископов этой церкви — это выпускники российских
академий. Существует ли какая-то, хотя бы приблизительная, статистика церковно-политической
ориентации епископата УПЦ?

— Действительно, епископы УПЦ готовятся за пределами Украины;
к тому же все они очень боятся санкций Московского патриархата. Сегодня,
однако, большинство епископов УПЦ хорошо понимает, что автокефалия украинской
церкви — это процесс неотвратимый, что дело сейчас только в факторе времени
и что от объединения им никуда не деться. Более того — определенная часть
епископата, которая принимает во внимание настроения верующих, уже сейчас
готова к объединению. Теперь можно назвать только двух иерархов, которые
преданно, целеустремленно служат Московской церкви, исповедуют не только
церковное, но и политическое единство России и Украины. Это митрополит
Одесский и Измаильский Агафангел и архиепископ Сумской и Ахтырский Ионафан.

Не удивительно, что Синод УПЦ уже дважды принимал решение
о нецелесообразности автокефалии в Украине.

Хочу еще сослаться на интересную статистику, приведенную
российскими источниками. Согласно ей сейчас в Украине число верных УПЦ
КП вдвое превышает тех, кто принадлежит к УПЦ. В то же время УПЦ зарегистрировала
больше приходов, владеет вдвое большим количеством храмов. А священноначалие
Русской православной церкви (РПЦ) в последнее время делает вид, что проблемы
с украинской церковью вообще не существует; УПЦ автоматически упоминается
в числе других российских епархий.

— Относительно храмов. Скажите, как много «горячих точек»
— противостояний из-за храмовых сооружений — существует сейчас в Вашей
церкви? Способствовало ли разрешению конфликтов принятое когда-то решение
поочередного богослужения?

— К счастью, волна «битв за храмы» стихает. Сегодня насчитывается
всего около 200 конфликтных ситуаций. Если бы государство помогло построить
эти 200 храмов, наступил бы покой. А относительно поочередного использования
храмов для богослужений верующими различных церквей, то, к сожалению, мы
еще, по-видимому, не доросли до этого, имеем не тот уровень культуры. Поэтому
совместное использование храмов в большинстве своем не унимает, а раздувает
страсти.

— Ваше Святейшество, уже несколько лет продолжается судебное
дело между Киевским патриархатом и Украинской автокефальной православной
церковью из-за киевской церкви Николая Набережного. Вам хорошо известно,
что сейчас УАПЦ имеет в столице только две, включительно с Николаем Набережным,
небольшие церкви. Не могла бы Ваша церковь поступиться в пользу УАПЦ?

— Видите, дело усложняется тем, что мы чувствуем ущемление
наших прав на Львовщине и на Тернопольщине со стороны УАПЦ. Я, однако,
готов встретиться по этому поводу с патриархом Димитрием, обсудить конфликты
и сделать попытку найти компромисс, который удовлетворил бы обе стороны.

— Как Ваше Святейшество оценивает ситуацию в Русской православной
церкви относительно единства?

— Единство православия в России — сегодня очень относительное
понятие. Так, кроме РПЦ, там существует другая зарегистрированная православная
церковь, которая называется Московский патриархат. В ее состав входит более
100 приходов и 9 епископов. В ближайшее время эта церковь планирует провести
Собор для избрания своего патриарха, который будет вторым российским патриархом,
помимо Алексия II. Еще там есть «Российская Православная Свободная церковь».
Но наиболее существенным является то, что нет единства в самой РПЦ. Сейчас
она разделена на так называемых фундаменталистов, или консерваторов, и
прогрессистов. Первые противятся любым реформам, нововведениям, а больше
всего — участию православия в международном общехристианском экуменическом
движении. Иногда доходит до актов средневекового варварства, таких, например,
как публичное сожжение книг прогрессивных теологов или протесты против
введения государствами идентификационных кодов.

— Вы только что вернулись из США, где посетили общины украинской
диаспоры. Известно, что Вас гостеприимно принимали не только православные,
но и греко-католики Штатов. Это действительно так?

— Да, ведь в США существует, прежде всего, единая украинская
община, а уже потом — разделение по конфессиям. Исторически сложилось так,
что храмы стали для украинских эмигрантов очагами не только веры и богослужений,
но и центрами культуры, общения, взаимопомощи. Православные и греко-католики
там вместе отмечают праздники, ходят в храмы друг к другу, принимают совместное
участие в крестных ходах. Меня приветствовали все украинцы, независимо
от конфессий — во время богослужений, на приемах. Хочу также отметить,
что на восстановление православного Свято-Михайловского храма вносили пожертвование
украинцы США, которые принадлежат к различным православным церквям, а также
к Украинской католической церкви (греко-католики). Для них всех Михайловский
собор — это великая христианская и национальная святыня.

— Большое спасибо Его Святейшеству за внимание к нашим
читателям.

P.S. Редакция газеты «День» обращается к руководителям
других церквей и конфессий Украины с просьбой рассказать на страницах газеты
об основных церковных событиях прошлого года, о планах на 1999 год, а еще
— высказать свое мнение относительно обустройства духовного пространства
страны.

Беседу вела Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ