Если школа в Украине стала местом, где дети теряют здоровье, то внешкольное образование — это то, что помогает раскрыть таланты. Вопреки недостаточному финансированию, недостатку кадров, отсутствию помещений. Но и это — в лучшем случае, потому что в худшем — внешкольного образования вообще нет. Детям некуда себя деть, у них нет возможностей реализовать себя за пределами школы, раскрыть свои таланты, следовательно, в их жизни преобладает улица, компьютеры и азартные игры. А свободное время ребенка — это «золотое» время, которое невозможно вернуть и наверстать.
ТОЛЬКО КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ УКРАИНСКИЙ ШКОЛЬНИК ЗАНИМАЕТСЯ В КРУЖКАХ И СЕКЦИЯХ
2013 год объявлен в Украине годом детского творчества. Что это даст школьникам? Не похоронит ли хорошую идею отсутствие денег в бюджете, нежелание что-то делать для общества и инертность? Согласно социологическим данным, в настоящее время в Украине во внешкольном образовании задействованы только 37% детей. Больше всего — в Сумской и Кировоградской областях — соответственно по 63% и 55%, меньше всего — во Львовской и Закарпатской областях — 21% и 27% соответственно.
«Какое творчество, какие спортивные секции? — смеется 12-летний Вадим, который учится в одной из сельских школ Тернопольщины. — Погоняем с ребятами в спортзале мяч, и я весь мокрый — будто в бассейне искупался. И то — до тех пор, пока «сторож» не закроет школу. Бывает, что даже выгоняет нас, кому же хочется ждать нас — дома много работы».
По словам Вадима, «внешкольное образование» у них — это выполнение домашних обязанностей по хозяйству. Не секрет, что в селе нужно помогать родителям, а к статье Конвенции ООН о недопустимости детского труда никто серьезно не относится. В конечном итоге, и учителя сельских школ — такие же люди, и в семьях, в первую очередь, акцент делается именно на домашнем хозяйстве.
Это — типичный пример, и таких в Украине — десятки тысяч. По словам Уполномоченного Президента Украины по правам детей Юрия Павленко, в государстве есть «целый ряд областей, где ни в одном селе нет ни одного внешкольного учебного заведения». Сейчас в селах музыка, художественное творчество, народные ремесла (а о научной деятельности или компьютерном программировании вообще не идет речь) — это дело отдельных людей, которые занимаются этим из любви к детям, бесплатно. Родители, которые беспокоятся о будущем своих детей, говорят: ситуация с внешкольным образованием — еще не самая худшая. 40-летний Валерий из Тернопольщины, отец первоклассника, рассказал, что они с женой решили не отдавать сына в сельскую школу. «Это уже не тот уровень учителей — даже не тот, который был, когда мы учились...» — констатирует Валерий. Мужчина отдал сына в школу в областном центре и теперь ежедневно отвозит его в туда и забирает обратно. Там — и образование, и секции.
«Из общего количества, а это около 4,5 тысяч заведений внешкольного образования, 85% расположены в городах, преимущественно в больших. Лишь 15% — в сельской местности, или в небольших городах, и это при том, что в них проживают около 55% всех детей Украины. К сожалению, в течение нескольких лет уровень охватывания детей внешкольным образованием не растет. В настоящий момент он — на уровне 37-40% от общего количества детей, — сказал Юрий Павленко. — В 2013 году, объявленном годом детского творчества, Виктор Янукович обязал Кабинет Министров до 1 февраля 2013 года разработать и утвердить план мероприятий, с помощью которого местная власть обязуется осуществить в регионах соответствующие мероприятия. Имею в виду, что этот год должен стать толчком для развития и модернизации внешкольного образования, создания эффективной системы выявления и реализации их талантов. Должны быть приняты принципиальные решения в сфере внешкольного образования. В первую очередь — в части бюджетного финансирования: внешкольное образование должно быть переведено посредством изменений в бюджетном кодексе в приоритетную корзину финансирования. Необходимо также расширить географию деятельности заведений внешкольного образования — кружков, музыкальных школ, спортивных школ, клубов, центров, — приблизить их к детям, особенно тех, которые проживают в сельской местности. В заведениях для внешкольного обучения детей должны быть внедрены новые формы, новые методики работы, которые бы отвечали потребностям детей и современным требованиям, помогали бы им стать конкурентоспособными в современном мире, давали необходимые знания, навыки, возможности для дальнейшей реализации».
ВОПРОС ТАЛАНТА РЕБЕНКА — ЭТО ВОПРОС РОДИТЕЛЕЙ И САМООТВЕРЖЕННЫХ ПЕДАГОГОВ, А НЕ ГОСУДАРСТВА
42-летняя киевлянка Людмила Викторовна, которая раньше преподавала в школе математику, относится к инициативе сделать 2013 год годом творчества, особенно в части безоплатности услуг, скептически. Ее двое детей посещают секции спортивного танца, занимаются плаванием, также осваивают техники прикладного творчества: оригами, петриковской росписи. «Все это, разумеется, не бесплатно. За все нужно платить. Например, моя младшая дочь, которая танцует, недавно заявила, что хочет освоить саксофон. Я узнавала — в месяц это будет стоить 600 гривен. Но я не жалуюсь: главное, что детям все интересно, потому что часто сталкиваюсь с такими детками, у которых уже погасли глаза, — их ничем не «заведешь», они безразличны, зависимы от компьютера, — рассказывает Людмила Викторовна. — Конечно, это хорошая инициатива — создать бесплатные кружки, но вопрос в профессиональности преподавателей. Если он профессионал, то вряд ли согласится работать с детьми за небольшую плату, предложенную государством. С другой стороны, если это заинтересует детей, чьи родители не способны оплачивать кружки, то почему бы и нет».
По словам Людмилы Викторовны, все успехи нашего внешкольного образования являются результатом самоотверженности педагогов, поскольку там работают много талантливых и жертвенных людей. Это они поддерживают у детей желание развиваться, мотивируют их. Но, к сожалению, не всем везет с наставниками. Кстати, в Украине действует Государственная программа развития внешкольного образования на срок до 2014 года, согласно которой услуги детям гарантированы и должны предоставляться бесплатно. Но, конечно, все это — на бумаге.
В проведенном в 2012 году исследовании положения детей в Украине выяснилось, что 70% украинских детей выразило желание развивать свои способности в послеурочное время — посещать кружки, секции, клубы, разнообразные заведения внешкольного образования. И только 40% детей имеют такую возможность. При этом спрос на кружки и секции среди детей значительно преобладает предложение. Например, заниматься в спортивных секциях выразило желание в 1,5 раза больше детей, чем реально могут это сделать. Если взять желание петь, то таких детей — вдвое больше, чем тех, кто занимается вокалом. И совсем катастрофа с запросами детей-визуалов: фотографированием и видеосьемками в Украине хотят заниматься в 6 раз больше детей, чем существует у нас соответствующих студий. При этом большинство детей сами признают, что здесь есть две проблемы: кружков либо нет (особенно, в сельской местности), либо они «неинтересные». А за «интересные» нужно платить.
Но и это еще не все проблемы. В прошлом году в Украине закрылись 16 заведений внешкольного образования в Харьковской, Львовской, Донецкой, Тернопольской и Херсонской областях. И одна из основных причин — аварийное состояние зданий.
«Отдельно ставится задача строительства новых заведений внешкольного образования и проведения капитальных ремонтов в них. Анализ, осуществленный Уполномоченным Президента в 2012 году, показал, что около 50% заведений внешкольного образования нуждаются в капитальном ремонте. То есть, их здания часто несут угрозу жизни и здоровью детей, которые там воспитываются. Отдельно будем требовать переоснащения спортивных заведений, потому что во многих ДЮСШ оно является устаревшим и опасным. Также это касается и музыкальных инструментов, материалов для опытов, которые десятилетиями не обновляются, — объяснил Юрий Павленко. — Среди позитивных моментов могу назвать то, что в прошлом году мы смогли открыть или возобновить деятельность 17 внешкольных учебных заведений в Украине: три — в АР Крым, в Одесской и Полтавской областях — по 2, в Киевской — 2, по одному в Житомирский, Запорожской, Ивано-Франковской, Луганской, Хмельницкой и Черниговской. Также в прошлом году дети стали больше посещать внешкольные заведения в Кировоградской, Полтавской, Винницкой, Хмельницкой, Сумской областях. Наибольшее охватывание детей внешкольным образованием наблюдается в Сумской области — почти 63%, Кировоградской — 55%. Вместе с тем, уменьшился процент охватывания детей внешкольным образованием в Закарпатской области — 27%, Тернопольской — 31%, Луганской — 33%. В Киеве — 38%. Меньше всего дети охвачены внешкольным образованием во Львовской — 21%.
Согласно нынешнему законодательству, ответственность за финансирование внешкольного образования в настоящее время лежит на местной власти и местных бюджетах. Собственно, недостатком средств местная власть легко объясняет все проблемы, мол, есть более важные вещи. Поэтому, по словам чиновников, в этом году планируется внести изменения в законодательство, чтобы привлекать к финансированию внешкольных заведений средства из государственного бюджета. Станет ли 2013 год для детей по-настоящему творческим, мы увидим уже в конце года. Но для того, чтобы заложить крепкий фундамент для развития талантливых детей, нужен не один год последовательной работы.