Да, как бы мы ни старались не замечать, «оно» в наших школах есть. В малокомплектных и элитарных, в сельских и альтернативных — интимная сфера только на первый взгляд отодвинута на задворки учебного процесса. На самом же деле она во многом объясняет уровень успеваемости, да и «высвечивает», насколько интенсивно развивается личность ребенка.
Результаты исследований говорят, что в дошкольном возрасте девочки превосходят мальчиков в интеллектуальном развитии, сохраняя этот приоритет и в начальной школе. К старшим классам такая тенденция исчезает: мальчишки берут реванш. Впрочем, у девочек остается выше уровень вербального (языкового) развития, в то время как мужская природа дарует преимущества пространственного мышления. Мальчишки с легкостью могут вообразить, как выглядит какая-нибудь трапеция в разрезе, потому и компьютерные игры их захватывают основательнее.
Однако для психологов было откровением то, что 60% опрошенных девушек на вопрос «рады ли вы, что развиваетесь как женщина?» ответили решительно «нет» или не высказали никаких положительных эмоций. Юноши же — наоборот: все метаморфозы мужественности воспринимали как долгожданное превращение в полноценного человека. Те мальчики, у кого был повышенный «фон» неврозов, страхов, фобий, кто испытывал невротическую зависимость от матери, даже они в своих новых качествах видели возможность проявить наконец-то независимость. Девочки воспринимают превращение в женщину как «новое одиночество», а юноши свое возмужание — как шанс объединения. Вот на этом и базируется сексуальное экспериментирование, которому подвержены отроки, начиная с десяти лет. Иногда — вплоть до изощренных фантазий, нередко — с групповым «заговором».
Впрочем, страшна не только эта крайность, выдающая устойчивый эгоцентризм и неспособность к психологической интимности. Не менее тревожна и задержка психосексуального развития ребенка, которая всегда сигнализирует: происходит общее снижение интеллектуального уровня личности. А его можно заметить и в возрасте 7—10 лет, когда нет еще «гормонального взрыва», но есть уже распределение «ролей» в коллективе, в группах, на которые делится класс.
Так что в сентябре вы можете «отследить», что происходит с вашим ребенком в классе. Нет ли «выключенности» из отношений дружбы и приятельства, насколько избранная «роль» в группе однокашников способствует самоутверждению и как это влияет на сосредоточенность, внимательность к занятиям. Осторожно (как на минных полях!) расспрашивая свое чадо, поставьте себе сверхзадачу понять, как формируется у ребенка образ себя-носителя той или иной сексуальной ориентации.
Кажется, к чему так далеко забегать? Но дело все в том, что у современных школьников (во всяком случае, в развитых странах) именно сейчас происходит адаптация образа андрогина, в котором преобладают особенности одного пола. Что в недалеком будущем приведет к совершенно иному типу семьи: не патриархальной, с ориентацией на жесткую ролевую дифференциацию, а эгалитарной, где культивируется взаимозаменяемость и взаимопомощь. Такая семья, которая возможна только как результат достаточно высокого уровня культуры отношений и понимания проблем противоположного пола, способна выживать в новых условиях.
И приснопамятное раздельное обучение в дореволюционное и послевоенное время отработало свои ресурсы в борьбе за чистоту нравов еще и потому, что «детство» стало сложнее пониматься, что семья из «трудовой ячейки общества» превращается в островок частной жизни. А потому нам предстоит переживать «тревожные дни» сентября вместе с нашими детьми, рывками переходящими в иные параметры бытия и сознания.
Пишите, звоните нам, сообщайте, о чем вы думаете, наблюдая за взрослением ваших школьников. Ждем откликов по телефону: 414-91-26.