Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Города просыпаются

Кировоград и Луганск: два примера поиска новых смыслов
4 августа, 2013 - 09:12
ФАСАД СТАРОГО КОРПУСА КИРОВОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЗДАНИЕ НАЧИНАЛО СВОЮ ИСТОРИЮ КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ ГОРОДА ЕЛИСАВЕТГРАДА / ФОТО С САЙТА WWW.TUNNEL.RU

Теперь два небольших областных центра — Кировоград и Луганск — показывают неутешительную статистику: молодые люди покидают регион в поисках собственной реализации и счастья. В соответствии с данными главного управления статистики в Кировоградской области, количество зарегистрированных безработных на первое полугодие в этом году составляло 14,3 тыс. человек (при населении 1,002 млн). В Луганске этот показатель еще выше. Данные за 2012 год, которыми оперирует Луганскоблстат — 19,9 тыс. человек при населении в 2,2 млн человек. Цифры меняются и, большей частью, не к лучшему.

ГОРОД В ДЕЙСТВИИ

Ситуацию может изменить успешный ребрендинг города, уверен Евгений Клисенко, национальный эксперт по маркетингу территорий. Такого же мнения придерживаются и в Кировограде. Город, который находится в самом сердце страны, с помощью переосмысления пытается открыть свое второе дыхание. Как на сегодняшний день утверждают эксперты, в поисках смыслов помогли сами жители. «Представьте себе, у нас все это время в городе ничего не происходило. Город маленький: здесь нет больших ни спортивных, ни культурных событий, жизнь течет достаточно стабильно. Но потом мы поняли, что город танцует. Танец объединяет всех жителей города. Профессионально или непрофессионально — но каждый же житель создает свой танец. Причиной такого инсайта прежде всего стала победа города в танцевальном шоу одного из украинских телеканалов. Это дало толчок для развития и переосмысления ситуации», — рассказывает Ирина Жарова, директор Кировоградского областного «Информационно- ресурсного центра «Кировоград: практика движения». Танец породил много разговоров о будущем города. Люди начали активно развивать не только это направление. Город имеет много плюсов, которые до этого были забыты и неосмысленны.

Кстати, недавно Кировоград получил первое место за брендинг города на Международном фестивале территориального маркетинга и брендинге OPEN-2013, который состоялся в Минске в конце июня — за проект «Линии». Ключевыми элементами кировоградской идентичности стали: географическое положение, город-крепость, театральные традиции, культура танца, мода на креатив и др. Это создает новое движение и новую историю.

Как утверждает Жарова, нельзя любить свой город, не зная его истории, а теперь многие жители Кировограда этим похвастаться не могут. Поэтому в школах и садиках начали развивать этот вектор. В городе также появились таблички с информацией о памятных датах и выдающихся личностях, которые объединены между собой в логичный туристический маршрут. Он интересен и самим кировоградцам.

«Пока все, что происходит в городе, — это инициатива самих молодых людей. Но и им нужно учиться и постоянно совершенствовать свое мастерство. В последнее время, действительно, заинтересованность искусством стала большей, мне много звонят по телефону, спрашивают, но приходят и работают — не все. Мне кажется, нам очень недостает больших масштабных мероприятий, которые позволяли бы не только двигаться под музыку, но и полноценно учиться. Кроме того, стоит лишь посмотреть на материальную базу хореографических заведений — хорошие залы можно посчитать на пальцах одной руки», — утверждает Екатерина, хореограф из Кировограда, специалист по современным танцам (классическая программа и контемпорари).

Хотя процесс ребрендинга длительный и может занять не один-два-три года, Жарова отмечает, что процесс пошел. «Такое впечатление, будто город проснулся. Однозначно, динамика в городе стала большей, активность молодежи так же выросла. Мероприятий, которые организует сама молодежь, стало больше. К молодежи пока приобщатся и ОСМД. К инициативам приобщается и местный бизнес. На сегодня все идет к тому, чтобы сформировать правильную стратегическую концепцию развития Кировограда, которая приведет к изменениям — от внутренних до внешних. Теперь наша главная цель — оставить молодежь в городе, не позволить креативному населению уехать из региона, а также привлечь к нам людей из других регионов и даже стран. Во-первых, мы проводим ежегодный форум «Креативный город» (напомним, «День» писал о нем в №12 от 26 января 2012 года), на который приглашаем экспертов из разных сфер. Во-вторых, следующий наш шаг — создание «креативных» центров, которые могли бы объединять разного рода творческие личности и которые дадут им возможность реализовывать свои проекты», — завершает она.

БУМЕРАНГ ИЛИ ЦВЕТОК?

В отличие от Кировограда, Луганск все еще в поисках идентичности и смыслов. В этом году на форуме «Брендинг города — элемент новой экономики» была представлена концепция, которая построена уже никак не на принципах «снизу». Луганск, по новому виденью, будет представлять буква «Л», которая символизирует цветок абрикоса. По мнению представителей Луганского городского совета, именно абрикос в период цветения является новым осмысленным символом города. Конечно, цветы действительно придают свою красоту городу, но при условии осмысления и представления. К примеру, сакура в Японии или тюльпаны в Голландии, те же розы в Донецке. Насколько оправданно луганские чиновники выбрали такой символ города? И не начали ли они с конца?

Доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социологии Луганского национального университета имени Тараса Шевченко Илья Кононов говорит, что, в принципе, Луганск можно ассоциировать с белой акацией или абрикосом, но в этом ли дело? «Эта концепция обсуждается в обществе уже с января этого года. Среди луганчан нет единого мнения, доминирует, скорее, ироническое отношение. Прежде всего, из-за помпезности этой инициативы: здесь и немецкие консультанты, и Артемий Лебедев и тому подобное. И чаще этот логотип луганчане называют бумерангом, а не лепестком цветка. Я думаю, что все это довольно обезличено — это утверждают сами авторы. К примеру, это изображение можно перевернуть и получить курсор с экрана монитора. Да, это отвечает определенным трендам, но, по моему мнению, эти тренды уже отходят», — говорит Илья Кононов. По мнению эксперта, сегодня Луганску нужно делать акцент на высшем классическом образовании, развитии интеллектуального потенциала, высокоинтеллектуального производства, а также науки и истории региона в целом. Ведь в Луганске существует два классических университета, которые готовят кадры для региона, страны и иностранных специалистов. С Луганским регионом соединяют такие имена, как Даль, Голобородько, Жадан, Сосюра и др. «Мы не сможем сделать из города финансовый центр, но мы можем сделать образовательный центр. Обычно в Европе такое распределение ресурсов и потенциала происходит, и регионы живут достаточно согласованно», — комментирует он.

Луганску построить «новую историю» значительно труднее. Это крайний восток страны, и рядом находится два региона, которые постоянно давят своим авторитетом: бизнес-регион и образовательно-культурный регион. По сравнению с Харьковом и Донецком, Луганск в некоторой степени остается в стороне. Однако, до определенного времени. Луганску действительно стоит найти свой цветок, и сделать так, чтобы он не стал для него бумерангом. Будет это образование или литература, правописание или языковые нормы, важно не только для луганчан, а для всей страны. Все должно быть на своем месте, и роли должны быть распределены в соответствии с заслугами и способностями — стоит лишь доверять, экспериментировать и решать сложные вопросы вместе.

Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День», Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ