Сей праздник чиновники встречают с небывалым оптимизмом. К 2010 году Киев уже будет принимать втрое больше иностранных туристов. А число украинцев, желающих осмотреть достопримечательности столицы, и вовсе возрастет в шесть раз. Во всяком случае, так полагает начальник Главного управления отельного хозяйства, туризма и курортов КГГА Николай Грицик. Как он заявил в канун профессионального торжества, нынче в Киеве темпы развития туристической сферы ежегодно составляют плюс 15—20%. И только в 2004-м индустрия гостеприимства принесла в казну 39 миллионов гривен. Иными словами, все указывает на то, что у столицы Украины есть шанс превратиться в международный туристический центр Восточной Европы. Одна загвоздка — гостиницы. Конечно, в планах горадминистрации существенно увеличить их количество — опять-таки к 2010-у в Киеве должно появиться 40 новых отелей и отельчиков. Но пока ситуация не обнадеживает. Если, скажем, в Вене на тысячу жителей приходится 25 мест в гостинице, то в Киеве всего шесть. По сути, это означает, что столица Украины не в состоянии организовать проведение крупных мероприятий. Достаточно вспомнить опыт конкурса Евровидение, когда столичные власти к ужасу обнаружили, что гостей приедет больше запланированного. К тому же тогда уже стало понятно: в срок сдать первую сетевую гостиницу в Украине — Radisson SAS — не удастся. В итоге организаторы пытались забронировать места на теплоходах и даже в общежитиях. Не секрет, что и палаточный лагерь на Трухановом острове был вынужденной мерой.
Нет, в Украине в целом и в Киеве в частности гостиницы есть. Только вот условия в них нередко далеки от того, что называется комфортом. Например, из 1218 имеющихся сегодня в стране отелей лишь возле 252 оборудованы автостоянки. Рестораны и кафе работают только в 546 гостиницах, сауны и бассейны — в 202-х, прачечная и другая инфраструктура — в 217-ти. Нет достойных условий — нет и туриста, а значит, и прибыли. Из 661 гостиницы коммунальной собственности, насчитывающихся в Украине в 1993 году, «в живых» осталось всего 213. В каких-то случаях это было конечно оправдано. Построенные в советские времена отели-гиганты уж никак не могли быть заполненными. Особенно если учесть, что в начале 90-х Украину посещало не более 500 тысяч иностранцев в год. Но с другой стороны, резкое сокращение мест для ночлега сыграло с некоторыми областными центрами злую шутку — сегодня они в лучшем случае имеют пару приличных отелей. Теневому гостиничному бизнесу это очень даже на руку. Что говорить, если даже в Киеве, где имеется 122 отеля разного класса, около 60 тысяч квартир «работают» как отельные номера. Ежегодно квартиросдатчики «забирают» из городского бюджета около 10 миллионов гривен. Правда, это отнюдь не мешает им открыто рекламировать свои услуги на железнодорожных и автовокзалах.
Как утверждают эксперты, основная причина отельного пессимизма — это налоги. В той же России, например, гостиницы освобождаются на три года от уплаты налога на прибыль, если вкладывают средства в материальную базу. В Западной Европе государство предусматривает возврат отельерам капиталовложений по завышенным кредитным ставкам, нередко обеспечивает таможенные льготы. У нас же, как рассказывает глава правления ассоциации гостиниц городов Украины Николай Евдокименко, каждый отель должен заплатить 20% НДС, земельный налог, а также налог на прибыль. До 2004 года к этим отчислениям приплюсовывался еще и 20-процентный гостиничный сбор. Усилиями тогдашней турадминистрации его удалось отменить, и именно с этого момента, по словам Н. Евдокименко, гостиничный бизнес стал оживать. Появились новые отели, стали модернизироваться и расширяться старые. К тому же был отменен закон, предусматривающий разницу в цене для иностранца и гражданина Украины. Как вспоминает Н. Евдокименко, эта норма здорово подпортила кровь руководству гостиниц. Были даже судебные разбирательства — иностранцы не понимали, почему за тот же объем услуг они должны платить в несколько раз больше. Нынче все успехи могут сойти на нет. Государственная налоговая администрация выступила с предложением вернуть гостиничный сбор — правда, уже в размере 5%. Но и эта цифра показалась украинским гостиницам катастрофой. По мнению Н. Евдокименко, цены в отелях автоматически возрастут на 20%. И это притом, что долгосрочные договора были заключены по старым тарифам. А значит, начнутся жалобы, конфликты, отказы.
К слову, цены в отечественных гостиницах — отдельная тема. Почему, например, в дорогом Лондоне можно поселиться за 30 долларов, а в Киеве — только за 100—150? Отельеры опять-таки говорят о налогах и отсутствии прибыли. В то же время, по мнению директора центра информации Национальной туристической организации Владимира Царука, причина — в отсутствии должной конкуренции. Нынче заполняемость, например, самого престижного и дорогого «Премьер-Паласа» (300—400 долларов в сутки номер) — около 80%. В других центральных гостиницах столицы — 65—70%. Возникает закономерный вопрос: зачем снижать цены, если клиент и так есть. Другой вопрос, что тем самым гостиницы в Украине оказываются недоступными для среднестатистического туриста. Их клиент — это бизнес-класс. «Рядовые» же, сами того не желая, вынуждены поддерживать теневой гостиничный бизнес.
Впрочем, конкуренции между гостиницами, по всей вероятности, в обозримом будущем не предвидится. Во-первых, окупаются новые гостиничные проекты в Украине куда медленнее, нежели в других странах. А во- вторых, государство у нас не стимулируют «гостиничных» инвесторов. Например, сегодня за ввоз отельного оборудования, которое в Украине не производится, нужно заплатить внушительную пошлину. А строящиеся гостиницы не имеют налоговых каникул на время сооружения и первые годы работы. Теоретически, Украина — прекрасная ниша для крупных сетевых гостиниц — таких как «Шератон», «Мариотт», «Хилтон» Но есть одно «но». По словам В. Царука, система выдачи разрешений на строительство и запуск гостиничного объекта у нас — одна из самых сложных в Европе. Например, «Премьер-Паласу» в свое время пришлось подготовить свыше 100 различных документов, которые нужно было завизировать в десятке инстанций. Кроме того, по мнению В. Царука, существуют и проблемы с местом. «Сетевые отели, естественно, хотят выйти на украинский рынок, начиная со столицы. Для них важно, чтобы их отель был размещен не на Левом берегу, а в центральной части — это их условие». Только вот Киев так и не нашел возможности зарезервировать несколько площадок для строительства сетевых гостиниц. Как результат — в Ташкенте насчитывается 8 сетевых отелей, в Москве — 7, в Тбилиси — 2, а в Киеве — один, с горем пополам открывшийся пару месяцев назад.
КСТАТИ
В 2004 году Украина заработала на туристах около 36 миллионов долларов. Наибольшее количество организованных туристов прибывает по-прежнему из России. По официальной статистике, Украину в 2004 году посетили 6 млн. 693 тыс. россиян. Следом идут граждане Молдовы, а также Беларуси, Венгрии и Польши. В то же время с каждым годом увеличивается число туристов из европейских стран — Германии, Великобритании, Италии. За семь месяцев 2005 года количество иностранных туристов, посетивших Украину, выросло в 2,2 раза. Всего за это время в стране побывало 3 млн. 650 тыс. граждан из стран ЕС и Швейцарии, что на 10,7% больше, чем за весь 2004 год.
Более 90% туристов из стран ЕС, посетивших Украину, являются гражданами Польши (59%), Венгрии (25%) и Словакии (7%).