С директором Черниговской музыкальной школы им. С. Вильконского Ольгой Астафьевой мы встретились на следующий день после праздничного концерта. Школа ныне отмечает свое 100-летие. В далеком 1908 г. Российским музыкальным обществом в Санкт-Петербурге, Чернигове и Астрахани были основаны Музыкальные классы. В Чернигове через год они трансформировались в школу. Возглавил ее известный виолончелист, выпускник Санкт-Петербургской и Варшавской консерваторий Стефан Вильконский. Последние десять лет школа носит его имя.
— Ольга Андреевна, 100 лет — возраст почтенный. Он предполагает наличие сформированных традиций преподавания музыки, обучения профессиональных музыкантов. Что делается в школе им. С. Вильконского для развития традиций, заложенных учредителями и первыми преподавателями?
— 10 лет назад мы открыли группу раннего музыкального развития, там дети привлекаются к музыке, и потом, начиная обучение в общеобразовательных школах, продолжают обучение у нас. Это не наше изобретение — таким образом мы фактически возродили музыкальный детсад, который работал в первые годы существования школы. Высокий уровень первого состава преподавателей — а среди них было много выпускников Московской и других консерваторий — мы также поддерживаем. Прежде чем получить высшее образование, 70 процентов педагогов нынешнего состава окончили нашу школу. И это дает возможность создать атмосферу почти семейную, что способствует успешному обучению. В первые годы существования здесь проводились вечера симфонической музыки. В школе мы создали детскую филармонию, здесь работает детский симфонический оркестр.
— Черниговщина — край, который дал Украине Остапа Вересая и других, менее известных, кобзарей. Какое место занимает это направление национальной музыкальной культуры в программе вашей школы?
— В нашем отделении народных инструментов один из сильнейших — класс бандуры. Около семидесяти учеников овладевают этим инструментом. Существует два коллектива — капелла «Надія», лауреат многих конкурсов, и известный по всей Украине ансамбль «Соколики», который получил признание и в Украине, и за ее пределами. Наши «Соколики» участвуют во многих творческих акциях, направленных на возрождение национальной культуры. В советские времена бандуру чаще можно было увидеть в женских руках. А это ведь тяжелый мужской инструмент. В 1990 г. наш преподаватель Валентина Ищенко начала набирать мальчиков и создала эту группу. Сегодня бандура пользуется популярностью и у родителей, и у детей, в этот класс у нас всегда конкурс. Поскольку отделение растет, возникла потребность в отдельном помещении. Мы мечтаем пристроить небольшое крыло и открыть кобзарский отдел. Для детей, которые будут учиться в нем, будем создавать отдельную программу с дополнительным изучением теоретических дисциплин. Это будет центр возрождения кобзарского искусства на Черниговщине. У нас много предложений по изменениям к действующей программе для этого класса. Я уверена, что эти предложения будут реализованы, и отдельное помещение для наших бандуристов появится. Второй год подряд на базе этого отделения у нас проходит всеукраинский конкурс мальчиков-бандуристов — и солистов, и ансамблей. Финансируют его городские власти.
— Здание школы находится напротив корпуса Черниговского музыкального училища им. Л. Ревуцкого. Много ли ваших выпускников связывают свою судьбу с музыкой и продолжают обучение профессии?
— Из наших выпускников всего три процента занимаются музыкой профессионально. Это нормально. Дарование, которое в дальнейшем позволит заниматься музыкой на высшем уровне, проявляется обычно в 1—2-м классах. В 3—4-м способности становятся очевидными. Для работы с такими детьми были открыты классы с углубленным изучением профилирующих дисциплин. Наши ученики побывали на конкурсах в Москве, в Париже, в Италии. Подготовить программу на конкурс — это очень большая работа. Она отнимает много времени, поэтому увеличение учебных часов для одаренных детей было необходимо. Мы вышли из ходатайством к городским властям. Я лично встречалась с мэром Александром Соколовым. И нам помогли, выделили средства, выделили ставки... Теперь дети с особыми способностями к музыке имеют дополнительно семь часов индивидуальных занятий. Они профессионально ориентированы. Многие поступают в музыкальное училище у нас, кое-кто продолжает обучение в специализированной школе им. Лысенко в Киеве. А потом поступает в Национальную музыкальную академию, в консерваторию. Я должна сказать, что у нас очень сильный фортепианный отдел. И на юбилейном концерте присутствующие имели возможность в этом убедиться. Наши выпускники приехали из Дании, Швейцарии, Италии. В этих странах они продолжают обучение в высших музыкальных заведениях.
— Это три процента. А остальные?
— Для всех учеников обязательным является участие в музыкальных коллективах. У нас их 18. Коллеги из других городов удивляются, откуда, на какие средства? В школе им. С. Вильконского это предусмотрено учебной программой. Ведь далеко не каждый ученик способен к индивидуальному участию в концертах. Кто-то из-за уровня способностей, кто-то — по психологическим причинам. Для многих очень не просто выйти и сыграть перед залом. А в коллективе находят возможность творческой реализации все ученики. Обучение в музыкальной школе воспитывает трудолюбие, умение организоваться и рационально распределить время. Ведь у наших воспитанников мало свободного времени из-за двойной нагрузки. Практически все они успешны и в музыкальной, и в общеобразовательной школе. Помимо будущих музыкантов мы готовим подготовленных слушателей. Музыкальная школа прививает вкус к искусству, пробуждает творческое начало, необходимое в любой деятельности. И это также наша важная миссия.