«День» уже сообщал, что года два назад в Киеве была образована грузинская община, которую возглавил отец Николай Инасаридзе. Богослужение и пастырская работа с общиной проводятся в Шевченковском храме Рождества на Подоле. Церковь и приход принадлежат к Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Однако Украинская православная церковь Московского патриархата не смогла перенести наличия грузинской общины в составе Киевского патриархата и решила «скопировать» подобный приход — на территории Лавры была образована «своя» грузинская община и — как это сегодня водится — началось «перетягивание» прихожан из одной общины в другую — московскую, для чего была развернута широкая пропаганда. Методы этой кампании украинцам хорошо знакомы — стандартные и настойчивые обвинения в «неканоничности», «безблагодатности» духовенства и церковных освящений и т.п. В связи с этими обстоятельствами, типичными в наше время как для политики, так и для современного православия, мы обратились к священнику грузинского прихода в составе Киевского патриархата — отцу Николаю Инасаридзе.
— Уважаемый отец Николай, распространились слухи, что якобы ваш грузинский приход в Киеве то ли распущен, то ли перешел в состав УПЦ Московского патриархата? Что, собственно происходит?
— Это совсем не так. Ведь уже почти два года в Киеве функционирует грузинская община Священномученика Кириона Католикоса-Патриарха всей Грузии, настоятелем которой я являюсь. Напомню, кстати, что Кирион — это первый Патриарх, избранный после восстановления Грузинской автокефалии в 1917 году. (Как известно, в начале ХIХ века древняя независимая Грузинская православная церковь была поглощена Русской церковью. Грузины восстановили автокефалию сразу после 1917 года и избрали патриархом упомянутого Кириона, за что его, как утверждают некоторые исследователи, убили сторонники церкви Русской.)
До сих пор все наши прихожане (Киевского патриархата) хорошо понимают ситуацию и противостоят сильному зомбированию со стороны Лавры. Каким образом был образован другой — лаврский — приход, спрашиваете вы? Это было сделано при помощи тех выходцев из Грузии, которые занимаются коммерцией в России. Нашлись промосковские «доброжелатели» также в составе Грузинской православной церкви, например, митрополит Некреский Сергей и архиепископ Потинский Григорий, которые оказывают давление на грузинских бизнесменов, проживающих в Киеве и в Москве. Как видим, закручена интрига, на которую так способны некоторые «канонические» православные иерархи. А цель состоит в том, чтобы переманить всех украинских грузин в состав прихода Рождества Богородицы в лавре (где каждую неделю служат на грузинском языке).
(При случае напомним, что РПЦ постоянно выражает категорические претензии к другим церквям, в частности, к Католической, которые якобы занимаются прозелитизмом — переманивают к себе верующих русской церкви. Но что сегодня в Киеве можно привести в качестве показательного примера прозелитизма со стороны Московской церкви? По нашему мнению, это демонстрация истинно имперской церковной политики, — ибо что для могущественной Московской патриархии какой-то один грузинский приход в Украине? — К.Г. )
— Как будут развиваться события, отче Николай?
— Я не боюсь того, что будут перехвачены, перевербованы прихожане нашей общины — в Украине я научился терпению. Знаю свою цель, свою общину и спокойно работаю. Раньше спешил, хотел как можно быстрее, но теперь понимаю, что два года это мало, чтобы переломить ситуацию. Однако я знаю, что моя цель — содействовать независимости Украинского православия. А тем временем, ко мне уже начинают приходить грузинские прихожане из лавры — чтобы посоветоваться по поводу своих проблем.
— Есть ли у вас надежда на то, что влияние Русской православной церкви на украинские церковные дела таки ослабеет, а может, когда-то совсем исчезнет? Ибо уже столько лет стараемся, а русская телега «и ныне там» — рядом с нами?
— Я оптимист. К тому же есть перед глазами исторический пример — распад Советского Союза. Думал ли кто-то, что этот призрак развалится так быстро? Нужно считаться с тем, что мы живем в очень динамичном мире, к которому до сих пор не приспособились. И поэтому все изменения последних лет кажутся нам такими быстрыми и неожиданными. Уверен, это будет и с независимой единой Украинской православной церковью, хотя сейчас многим кажется, что этого в ближайшем будущем не может произойти. Кто знает — может, столь желанная цель уже на подходе!
— Завтра Украина будет отмечать День Конституции. Как ценят грузины свои новые праздники — праздники независимого государства, а не советской провинции?
— В Грузии все случилось так неожиданно и быстро — людям трудно было поверить в свою свободу. Теперь уже приспособились. Есть новый Гимн и новый Флаг страны; все грузины знают слова и музыку Гимна и символику Флага и всегда, при каждом празднике, поют. А флаг есть в каждой семье.
В начале 90-х мало кто серьезно верил декларации Конституции; никто и подумать не мог о том, что образование может быть некоррумпированным, что можно доверять даже полиции (хотя и теперь — не всегда) и что государственный механизм таки способен действовать для реформации всех общественных сфер. Сегодня в это верят. В частности, потому, что у нас очень молодая власть — советских функционеров во властных структурах почти нет. Грузинской особенностью является также то, что провинция сегодня более политизирована, чем Тбилиси.
— Значительную часть своей истории — более 200 лет — Грузия была частью России, а Грузинская православная церковь — частью Русской церкви. И во все эти времена российские власти добросовестно культивировали у грузин особое уважение к России, к русскому. Сохраняется ли этот ореол почета к «старшему брату» и сегодня?
— Что касается ореола, то это значительно преувеличено российскими писателями и СМИ. Достаточно вспомнить, что, когда во времена Брежнева Москва захотела «перевести» Грузию на «великий русский язык», против этого выступили все. А вообще, в грузинском обществе всегда жило раздражение, связанное с теми привилегиями, которые русские получали в Грузии.
— Всем известно, что у Грузии богатая история, что страной правили когда-то мудрые цари и царицы. Живы ли в наше время их потомки, претендуют ли они на какие-то политические права?
— Сегодня в Грузии мало кто верит в то, что среди нас живут потомки, скажем, царя Давида или царицы Тамары. Однако в политическом спектре Грузии есть Монархическая партия, куда входят носители голубой крови и программа которой напоминает строй Великобритании: с королем и парламентом. У этой партии, однако, очень мало сторонников. Так что «особого» пути у Грузии, очевидно, не будет.
— Расскажите, отче Николай, как в Грузии уживаются представители различных религий и конфессий?
— Хотя Грузинская православная церковь в Грузии доминирует (86% населения), в стране всегда проживало и проживает сегодня немало адептов других религий — как христианских, так и нехристианских. И все как- то уживаются и имеют между собой нормальные человеческие отношения. Так, в стране живут большие роды потомственных католиков, есть и традиционные баптистские церкви. Интересно отметить, что Грузинские православные священники традиционно обмениваются с баптистами проповедями; баптистские хористы иногда поют в патриаршем Сионском православном соборе, что, впрочем, не удивительно — с обеих сторон есть этнические грузины. (Хотя старинная пословица утверждает: «Неправославный грузин — не грузин».) Не было в Грузии и антисемитизма — евреи легко смешиваются с грузинами.
В Тбилиси (Старый город) есть площадь, которую иногда называют Малым Иерусалимом. Там рядом расположены Патриарший Храм Сиони, Армянская церковь, синагога и мечеть. А вокруг компактно живут азербайджанцы, армяне, евреи, грузины, русские, сирийцы, украинцы. Там исторически образовалась особая субкультура — результат смешения различных народов. Чего бы хотелось еще — так это возвращения из- за границы грузин, которые эмигрировали; до этого, однако, еще далеко — заработная плата в Грузии сегодня еще очень заметно уступает западной... А в заключение позвольте поздравить братьев-украинцев с праздником Конституции!
P.S. Не должно ли украинское общество помочь православным грузинам, которые живут в Киеве, сохранить свою общину?