На этой выставке нужно быть осторожным. Вполне возможно, что вас заколдует, а потом не будет отпускать и даже приснится колдунья из одноименной гравюры. Она отнесена к серии 1980-х годов «Люди села Дземброня», но стоит в стороне от других работ. Образ женщины, которая олицетворяет плодородие, плотский и одновременно ирреальный. На выставке представили эскиз и два варианта работы. По мнению основателя и куратора «Я Галереи» Павла Гудимова, последней версией является та, где пейзаж и вещи вокруг героини более условные. «Сын Георгия Якутовича Сергей рассказывал, что отец хотел быть абстрактным, — объясняет Павел Гудимов. — Художник упрощает жесты. Он вводит элементы, позволяющие больше затянуть человека, который смотрит. Якутович апеллирует к фантазии созерцателя».
В целом, на выставке «Георгий Якутович и Карпаты» представлены работы художника 1960—1980 лет с гуцульскими сюжетами. В одном зале — произведения, связанные с «Тенями забытых предков», в другом — упомянутые «Люди села Дземброня». Много работ из коллекции Сергея Якутовича, некоторые — из государственных собраний, например, из Хмельницкого областного художественного музея. Немало гравюр представлено в нескольких вариантах, некоторые — с эскизами. Последние иногда схематические, но в них все равно проработаны характеры персонажей.
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ В «Я ГАЛЕРЕЕ» ПОСЕТИЛА ЛАРИСА КАДОЧНИКОВА, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА РОЛИ МАРИЧКИ В «ТЕНЯХ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ» СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА. НА ФОТО — ОНА РЯДОМ С СЕРГЕЕМ ЯКУТОВИЧЕМ, КОТОРЫЙ, КАК И ОТЕЦ, СТАЛ ХУДОЖНИКОМ
Произведения знаменитого графика затягивают зрителя в глубины Карпат, заманивают историями о гуцулах и их жизни, подобной обряду. Речь идет не о ритуалах в буквальном смысле этого слова, даже будничные вещи приобретают особый смысл. Например, «Семейный портрет на фоне Карпат». Сюжет необычный для такого жанра: герои едят. Они подносят куски хлеба ко рту, сконцентрированы на процессе — кто-то даже зажмурил глаза. «Самый неудобный момент, когда человек ест. Георгий Якутович точно подметил жест откусывания. Сельские жители поглощают пищу иначе, чем городские. Для них это как будто ритуал», — комментирует Павел Гудимов.
На гравюре «В лесу» образ крестьянки растворяется среди густых деревьев. Лицо, вязаная кофта женщины прорисованы фактически таким же штрихом, как и лес вокруг. Только контур платка с цветами выделяет очертания лица, а в целом все подчинено одинаковой ритмике.
АФИША К ФИЛЬМУ «ТЕНИ ЗАБЫТЫХ ПРЕДКОВ». ГЕОРГИЙ ЯКУТОВИЧ БЫЛ НЕ ТОЛЬКО ХУДОЖНИКОМ-ПОСТАНОВЩИКОМ ЛЕНТЫ, НО И СВОЕГО РОДА ПРОВОДНИКОМ СЪЕМОЧНОЙ ГРУППЫ ПО КАРПАТАМ, ПОСКОЛЬКУ ЗНАЛ ГУЦУЛЬСКУЮ КУЛЬТУРУ
В другом зале «Я Галереи» собраны работы Георгия Якутовича, связанные с «Тенями забытых предков» и датированные 1960-ми годами. Художник иллюстрировал эту повесть Михаила Коцюбинского и принимал участие в создании легендарного фильма Сергея Параджанова. Все это пересекается между собой: так, на одном из вариантов гравюры «Возле огня. Иванко и Чугайстер» мифический персонаж, такой себе лесовик, внешне напоминает Сергея Параджанова. А в контуре работы «Последняя встреча» угадывается профиль самого Якутовича. Причем, как замечает Павел Гудимов, по эскизам видно, что это не планировалось предварительно. Плавный в первых вариантах, контур заостряется, и вот мы видим в нем бородку и волосы художника.
МАЛЕНЬКОЕ КАРПАТСКОЕ СЕЛО РАЗРАСТАЕТСЯ ДО МАСШТАБОВ ОТДЕЛЬНОЙ ВСЕЛЕННОЙ НА ЭТОЙ ГРАВЮРЕ ПОД НАЗВАНИЕМ «СТАРАЯ ГУЦУЛЬЩИНА». ЭСКИЗЫ, РАЗМЕЩЕННЫЕ РЯДОМ, ДАЮТ УЗНАТЬ, КАК МЕНЯЛАСЬ РАБОТА В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Созерцание того, как один образ меняется от эскиза до финальной версии, захватывает. Начинаешь искать отличия, думать, почему художник избавился от одних деталей и прибавил другие — и в конце концов сам растворяешься в карпатском лесу, подобно жительнице Дземброни из упомянутой работы.
В арт-центре отмечают парадокс: культурная значимость Георгия Якутовича контрастирует с фактической неизученностью его творчества. Работа в рамках проекта «Тени забытых предков. Выставка», который весной представили в Киеве, а летом — во Львове, подтолкнула «Я Галерею» более фундаментально исследовать творчество графика. Организаторы выставки рассказывают, что отдельный комплексный обзор произведений художника становится следующим шагом как в формировании современного взгляда на наработку Георгия Якутовича, так и в более общем изучении украинской графики 1960-—1980-х годов. Полина Лимина из команды «Я Галерея» называет экспозицию «Вступлением к понимание Георгия Якутовича».
Карпаты сегодня — модное место отдыха. Путешествие по Гуцульщине Якутовича — это не менее ярко и современно. Поэтому набирайтесь смелости и погружайтесь в причудливый мир украинских горцев просто на выставке, которая продлится в киевской «Я Галерее» до 12 сентября.