Из областного центра перестали вывозить отходы. Тягостное впечатление от разносимого ветром по улицам мусора, среди которого играют дети, и бомжей, «изучающих» содержимое переполненных контейнеров, из которых вываливаются нечистоты, образовывая огромные залежи дурнопахнущих отходов, усиливает значительно активизирующая гнилостные процессы пищевых отбросов летняя жара. После увиденного, сообщение о том, что Харьков занял второе место среди городов первой категории во всеукраинском конкурсе «Населенный пункт самого лучшего благоустройства и поддержки гражданского порядка», вызывает гомерический хохот. Критерии отбора были такие, как внедрение современных технологий санитарной очистки, утилизации и уничтожения ТБО и тому подобное...
ГДЕ МИЛЛИОНЫ?
Проблемы с вывозом мусора начались после того, как мэр Харькова Михаил Добкин обвинил бывшее руководство Муниципальной компании по вывозу твердых бытовых отходов в том, что оно незаконно потратило 9 млн. гривен из городской казны. После таких заявлений Федор Лученко, который руководил компанией по вывозу ТБО до середины мая, а по совместительству до парламентских выборов временно был начальником ЖКХ, уволился. Еще занимая свой пост, он заявил, что муниципальная компания является хозрасчетным предприятием, существует за счет денежных средств, которые платят горожане за такие услуги, как прием и утилизация ТБО. Предприятие, по утверждению Лученко, денег из городУкраине этот процесс имеет состояние зародыша. Наше государство не в состоянии профинансировать все необходимые объекты в области экологии, поэтому единственным выходом из данной ситуации является привлечение молодых предпринимательских инициатив в экологический сектор рынка, которые могли бы решить и социальные проблемы. Одну из самых важных ролей в экологическом бизнесе играет научное обоснование предпринимательских действий. Эту мысль высказали ученые, специалисты-экологи и предприниматели, которые съехались в Харьков на первый международный форум «ЭкоГород-2006», посвященный проблемам развития экопредпринимательства. Форум стал результатом трехлетнего сотрудничества университетов Украины, Финляндии и Швеции. Одна из главных целей проведения этого мероприятия — познакомить представителей украинских и зарубежных компаний, приехавших в Украину с конкретными предложениями о деловом сотрудничестве в области экологических технологий.
Ирина Смородинова, заместитель директора харьковского консалтингового центра «Susbus», который консультирует начинающих предпринимателей и помогает им найти перспективное направление деятельности в экосфере, а также создает сеть партнеров для обеспечения исполнения работ по предоставлению услуг в экобизнесе, говорит, что большинство украинских фирм и компаний, которые уже занимаются экологическим бизнесом, работают недостаточно эффективно, потому что имеют слабый менеджмент. Дело в том, что они не владеют достаточной информацией о выгодном сбыте своей продукции или предоставлению услуг, как в Украине, так и за рубежом. Развитие экобизнеса тормозит также отсутствие поддержки со стороны государства. Между тем в Германии каждый год удваивается количество экологических фирм благодаря тому, что государство предоставляет молодежи стартовый капитал для занятия этим видом предпринимательства. Оценивая ситуацию, которая сложилась на рынке экологических услуг, профессор университета города Калмар из Швеции, Вильям Хогланд, являющийся одним из организаторов проекта «Темпус-Тасис» между тремя странами, делает вывод, что на данный момент Украине необходима тесная кооперация правительства, промышленных компаний, образовательной сферы и общественности.
В первую очередь — это вопрос финансирования. В Швеции промышленные предприятия финансируют более 50% исследовательских разработок. Только во взаимосвязи всех этих составляющих разрабатываются и решаются те проекты, в которых общество испытывает наибольшую потребность. Сейчас западные предприятия, занятые в экосфере, настроены на плодотворное сотрудничество с украинской стороной и видят в ней не только потребителя их продукции, но и партнера в совместных проектах, таких как размещение части производства на территории Украины. Среди них есть и проекты по созданию установок, которые могли бы экологически безопасно перерабатывать и утилизировать мусор. Как утверждают специалисты, отечественные экотехнологии пока еще не конкурентоспособны и не имеют достаточных инвестиций. Однако украинские экотехнологии находятся на высоком уровне технических разработок, поэтому в скором будущем смогут хорошо зарекомендовать себя на европейском рынке. ского бюджета не получало — ни в качестве финансирования, ни в качестве помощи. Добкин считает иначе: мэр решил подать заявление в городскую прокуратуру о растрате бюджетных денег. Там должны выяснить, куда еще до 26 марта руководители компании по вывозу ТБО потратили деньги, выданные им на год депутатами горсовета прошлого созыва. Если в прошлом году государственные и кооперативные жэки платили только 6 гривен перевозчику за вывезенный мусор, а остальное доплачивал город, то ныне надо полностью платить 22 гривни. На сегодняшний день, как утверждают городские власти, в бюджете нет средств, которые были заложены на дотацию по вывозу твердых бытовых отходов. Власти придумали новую схему, по которой вся квартплата идет на уборку мусора, а город дотирует зарплаты жилищникам. Однако это касается только государственных жэков.
УБРАТЬ УРНЫ — НЕ БУДЕТ МУСОРА?
Пока чиновники ищут новую и эффективную схему реорганизации системы обращения с отходами в Харькове, харьковчане стараются реже находиться во дворах, и ругают все уровни власти. Кстати, по итогам рейдовых проверок по вопросам санитарного состояния территорий районов города было выписано 1450 предписаний, 1480 руководителей привлечено к административной ответственности, и тем не менее, несмотря на это, в городе остаются неликвидированными 30 свалок различных отходов. Как сообщил и.о. заместителя мэра, директор Департамента ЖКХ и энергетики Сергей Кадыгроб, полностью прекращен вывоз мусора из домов частного сектора в трех районах и в центре Харькова. По мнению чиновника, райисполкомы и предприятия-перевозчики не организовали на должном уровне работу с населением по заключению договоров на вывоз мусора. Есть и сомнительные по своей эффективности предложения. Так секретарь горсовета Геннадий Кернес предложил убрать урны вообще — тогда мусора на улице не будет.
Заведующий кафедрой инженерной экологии Харьковской национальной академии городского хозяйства, академик, профессор Феликс Стольберг считает, что мусорный вопрос для Харькова уже давно «больной». В самом городе то тут, то там в укромных уголках дворов можно увидеть свалку или забытые на месяцы мусорные контейнеры, а жители пригорода уже привыкли к тому, что близлежащие леса превратились в полигоны ТБО. Это «постарались» водители машин, которые должны были вывезти мусор на полигон и заплатить за выгрузку. Вместо этого машины, не доезжая до конечного пункта назначения, сваливали все в ближайшем лесу. Подобные проблемы есть и в других городах Украины.
УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС
Экологи считают, что для эффективной очистки улиц и дворов от мусора не стоит рассчитывать на городской бюджет, а необходимо заинтересовывать предпринимателей, которые могли бы заняться очисткой города, выгодными условиями работы. По оценкам специалистов, экологический бизнес, ориентированный на решение социальных проблем, экономически выгоден. По прогнозам ЮНЕСКО, уже в середине нынешнего столетия 70% трудоспособного населения земли будет занято в экологическом бизнесе: утилизация отходов, переработка вторичного сырья и т.д. Чтобы жить в нормальных для здоровья условиях и в мире с окружающей природной средой, человечеству придется научиться в промышленных объемах перерабатывать свои отходы, получать из них вторичное сырье и зарабатывать на этом деньги. Тем более что запасов первичного природного энергетического сырья осталось относительно немного. Сейчас все чаще можно услышать такое выражение, как устойчивый экологический бизнес — это такой вид деятельности, который обеспечивает устойчивое развитие всего региона. Сегодня все страны, и Украина в том числе, стремятся к этому эффекту. В отличие от западноевропейских стран в