Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Херсонщина всегда была украинской. И будет!»

Председатель ОГА Юрий Одарченко — о настроениях в регионе, его развитии и первых шагах новой власти
23 апреля, 2014 - 11:37
ЮРИЙ ОДАРЧЕНКО

«День» продолжает общаться с представителями местного самоуправления, назначенными новой властью (напомним, в № 63 от 8 апреля вышло интервью с заместителем председателя Днепропетровской ОГА Борисом Филатовым). Конечно, каждый регион имеет свою специфику и к каждому руководителю имеется отдельный набор вопросов. Но есть и ряд общих, на которые важно найти правильные ответы, чтобы общество могло двигаться вперед. Речь идет прежде всего об ошибках всех предыдущих руководителей, которые привели к нынешнему кризисному состоянию в Украине, — закрепленная кланово-олигархическая система управления, продвижение «внеблоковости» и другие.

Сегодня особое внимание СМИ приковано к Восточным и Южным регионам Украины. С первых дней оккупации Крыма «День» внимательно следил за событиями в Херсонской области. Прежде всего - из-за стратегической важности этого региона для жизнеобеспечения полуострова. По этой причине многие эксперты называли Херсонщину следующей мишенью российской агрессии. Впрочем, как показало время, жители Херсонщины опровергли миф о пророссийском Юге. Это видно на многотысячных митингах за единство Украины. Сепаратистские настроения здесь непопулярны. Федерализация - также. Ни в одном населенном пункте области на админзданиях не поднимался российский флаг.

Еще одним вызовом для херсонцев стала дислокация здесь украинских военных на путях к Крыму. И люди активно проявили свою поддержку армии. На военные блокпосты приезжают обычные граждане и организованные благотворительные миссии. Мощная моральная и материальная поддержка стала приятной неожиданностью для солдат. Это убеждает их в том, что они служат именно народу, а не какой-либо власти.

О текущей ситуации в регионе, планах развития Херсонщины и возможных рисках в связи с дальнейшим давлением России на Украину «День» пообщался с новым председателем Херсонской ОГА Юрием Одарченко.

«СЕГОДНЯ ГЛАВНАЯ  ЗАДАЧА — ОБЕСПЕЧИТЬ  ПОРЯДОК В ОБЛАСТИ И  НА ГРАНИЦАХ С КРЫМОМ»

— Юрий Витальевич, каким вы восприняли регион, каким его почувствовали и как планируете с ним работать?

— Не могу сказать, что не чувствовал регион раньше. Я живу в Херсоне с семьей, знаю, что здесь происходит, и следил за Херсонщиной даже тогда, когда определенное время находился в Киеве. Сегодня наша главная задача — обеспечить порядок в области и на границах с Крымом. Нам удалось организовать работу на блокпостах, дать возможность военным развернуть свою деятельность. Важная работа проведена в областном совете. Мы нашли понимание с большинством депутатов от разных партий в том плане, что сегодня наша работа должна быть направлена на сохранение единства Украины и борьбу с сепаратизмом. Такая позиция облсовета была зафиксирована в соответствующих обращениях.

Что касается перспективы последующего развития Херсонщины, то она, безусловно, заложена в сельском хозяйстве. Это очевидно, ведь на эту отрасль мы можем влиять, развивать и получать быстрый эффект. Прежде всего речь идет об увеличении оросительных земель, на которых аграрии могут иметь до 20-30 % рентабельности. Мы хотим создать условия, чтобы в течение трех лет количество оросительной территории выросло с 260 тысяч га до 360-380 тысяч. Это дало бы возможность собирать дополнительно миллион тонн зерновых. Речь идет о землях Генического, Новотроицкого, Чаплинского, Ивановского районов. Это непростая задача, которая нуждается в решении проблемы консолидации сельскохозяйственных земель, ведь возникают ситуации, когда одни владельцы паев хотят поливать свои поля, другие — нет. Поэтому на следующей неделе планируется внесение законопроекта в Верховную Раду, который будет регулировать эти отношения. Важно заверить аграриев в том, что межхозяйственные сети подачи воды, которые они строят за собственные средства, будут использоваться ими длительный период, чтобы они могли вернуть деньги, вложенные в эту работу. Считаю, что местные советы должны серьезно приобщиться и контролировать этот процесс. Я уверен, что от развития сначала сельского хозяйства, а затем — перерабатывающей промышленности зависит экономическое развитие Херсонщины. Можно много говорить о перспективах нефтеперерабатывающего и комбайнового заводов, но реальная перспектива, на которую мы обязаны повлиять, это сельское хозяйство. Что касается комбайнового, то вижу его перспективу в собирании поливальной техники. Я надеюсь, что нам удастся включить в лизинговую программу такую продукцию, а также херсонские комбайны.

— Какова судьба проектов, которые лоббировал предыдущий председатель ОГА? Прежде всего речь идет о мостовом переходе между херсонскими микрорайонами Таврический и ХБК и аэропорте.

— Мостопереход, безусловно, нужен. Но этот проект очень дорогой. Сегодня уже называют сумму в 305 млн гривен. Я бы лучше подумал о введении таких средств в хозяйство горводоканала или теплообеспечение. Но переход уже строится, хотя и с проблемами. Финансовая инспекция проверила деятельность подрядчиков. Против руководителей управления капитального строительства возбуждены уголовные дела. Показательно, что по данным фининспекции, фактические объемы работ, выполненных по мостопереходу, укладываются в 12 млн, а заплачено за них 55. Но этот проект нам надо довести до конца, максимально его удешевив. Подрядчики уже «протрезвели» от последних проверок и продолжают работу на объекте.

Что касается аэропорта, то работа областного совета по нему проведена очень серьезная. Сегодня он доведен до нормального состояния, лицензирован, и я благодарен тем людям, которые этим занимались. Сейчас мы ведем переговоры с 20 компаниями, чтобы открыть регулярные рейсы. В дальнейшем я должен наполнить эту работу реальным содержанием.

Кроме того, реальным считаю проект углубления дна около Скадовского порта для того, чтобы туда могли заходить турецкие паромы, которые перевозят автомобили в Европу. Это серьезная экономия для Турции, они заинтересованы в этом, мы тоже.

«СПОКОЙНО ПРИЕЗЖАЙТЕ  НА МОРЕ. 1—4 МАЯ МЫ  ПЛАНИРУЕМ  МАСШТАБНОЕ ОТКРЫТИЕ  КУРОРТНОГО СЕЗОНА»

— Какие сейчас настроения господствуют среди херсонцев? Есть ли риски дестабилизации ситуации? Как предотвратить это?

— Я много общаюсь с людьми, выходящими на митинги. Это активные граждане, настроенные на сохранение единой Украины. Были отдельные случаи проведения компартией митингов с призывами к каким-то плебисцитам, направленным на федерализацию. Но большинство херсонцев возмущены этими инициативами. Думаю, здесь надо смотреть в историю нашего края. У меня есть данные о переписи населения на Херсонщине 1883 года. По ней видно, что наш регион всегда был украинским этнически. Здесь проживало в разы больше, как тогда говорили, малороссов, чем россиян. Например, у меня есть «Кобзарь» Шевченко, изданный на украинском языке на Херсонщине местными патриотами в 1918 году. Думаю, что отношение к Украинскому государству у нас тяготеет еще с тех времен, и сегодня мы подтверждаем, что Херсонщина всегда была украинской. Я горжусь такой патриотической и взвешенной средой нашего края.

Однако риски дестабилизации сегодня отбрасывать нельзя. Как и в восточные области, сюда пробуют интегрироваться специально обученные люди, которые готовят провокации в городах. От силовых структур поступила информация, что такие провокации планировались в Херсоне в прошедшие выходные. Среди группы людей, поддерживающих Россию, планировалось подорвать какое-то вещество и на фоне нападения на мирных граждан заявить о «бендеровцах» или самообороне, которая якобы их убивает. А дальше — «наших бьют», «люди, вставайте», «Путин, помоги» и т. д. Но СБУ и милиция противодействуют этим планам. Я знаю, что уже задержаны нескольких иностранных агентов, которые готовили по районам области свою сеть и почву для последующих провокаций. Поэтому дестабилизация возможна только за счет интегрированных диверсантов. Но у нас для них, к счастью, нет нужной среды и количества людей, среди которых можно зажечь эту спичку.

Непростая ситуация сложилась с Северо-Крымским каналом. Мы воду подали, но в Крыму силами самопровозглашенной власти сегодня захватываются сооружения, обеспечивающие функционирование канала. Однако специалистов, которые могли бы вести технологический процесс, у них не хватает. Завис вопрос о расчетах за воду, нет заключенных соглашений, ведь там полный хаос с владельцами. Но тем не менее я думаю, что все будут с водой, аграрии будут работать на полях, будет всходить новый урожай, и это будет главным фактором стабилизации в районах.

— Херсонщина приняла многих бывших жителей Крыма, в том числе военных. Как происходит адаптация обеих сторон?

— Госпогранслужба организует здесь Азово-Черноморское региональное управление. Нашей обязанностью было выделить им служебные помещения и обеспечить сначала временным, а впоследствии постоянным жильем семьи военных. Первый вопрос уже решен. А военнослужащие пока живут как в общежитиях, так и на квартирах. Мы занимаемся передачей пограничникам профилактория «Чайка» и скорейшим переоборудованием его под квартиры. Пограничники обеспечены помещениями в Каланчакском и Геническом районах, где сейчас дислоцируются их подразделения.

Относительно гражданского населения. На границах с Крымом мы обустроили шесть миграционных пунктов, где люди регистрируют переезд на материк. Там работает миграционная служба, которая помогает в оформлении документов, а также специалисты, которые предлагают варианты расселения в области. Всего, вместе с военными, на Херсонщине сейчас находится около 500 человек из Крыма. Гражданские люди поселены в общежитиях. К сожалению, выделить им лучшее жилье мы пока не можем. Все социальные выплаты они теперь будут получать здесь. При необходимости они могут регистрироваться в областном Центре занятости.

— После аннексии Крыма Россией Херсонщина может стать центром летних курортов, по-новому открыть себя для туристов — как из Украины, так и из-за рубежа. Что делается в этом направлении? Какие перспективы на ближайший сезон?

— Мы уделяем этому очень серьезное внимание. Сначала изучили, насколько мы подготовлены. Все предприниматели, государственные и коммунальные учреждения готовы к курортному сезону. Все стремятся, чтобы к нам приезжали на отдых и оставляли здесь свои деньги для последующего развития этих территорий. Возможности для отдыха — хорошие. Мы стремимся вселить в людей покой и ощущение защищенности. Конечно, в этом плане плохо, что у нас присутствуют военные. Но они — залог безопасности. Поэтому мы говорим людям: спокойно приезжайте на море. 1-4 мая мы планируем масштабное открытие курортного сезона. Будут проведены мероприятия в Геническе, Скадовске, Аскании Новой, Железном Порту, других населенных пунктах. Хочется, чтобы гости не просто ели шашлыки и лежали на пляжах, но и чем-то занимались, особенно — дети. Поэтому в курортных зонах будут организованы мастер-классы по разным народным ремеслам. Мы разработали дополнительные туристические маршруты. Сейчас создается сеть экскурсионных бюро и соответствующей логистики, чтобы туристу было удобно посетить максимум привлекательных мест на Херсонщине: побывать в Аскании Новой, в винных подвалах Трубецкого, на Лемурийском озере, на шлюзах Каховской ГЭС и т. п. Отдельно можно отметить лечебно-оздоровительный центр доктора Владимира Козявкина в Геническом районе. Для отдыхающих летом планируется немало музыкальных фестивалей. Лично я пока не углубился в эту тему, даже не знал, как много интересного есть в Херсонской области.

«РЕВОЛЮЦИЯ  ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ЛИЧНОМ  ОЩУЩЕНИИ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ  КАЖДОГО ИЗ НАС»

— В чем была основная ошибка Януковича?

— Янукович концентрировал власть в одних руках, изменив Конституцию и выстроив свою вертикаль. Думаю, он примитивно понимал преимущества власти вообще и ресурсов, которые он получал, не понимал полностью своей ответственности перед государством. Поэтому, по сути, произошло то, что всегда происходило в истории с теми, кто пытался полностью окучить под себя всю страну. Я думаю, что спасительной тропинкой для него могло быть подписание Соглашения об ассоциации с ЕС. Присутствуя в Верховной Раде, я внимательно наблюдал за всеми шагами, риторикой относительно этого вопроса, и сегодня меня не покидает ощущение, что на определенном этапе он искренне хотел подписать этот договор. Потом — резкая смена курса... Досадно, что все эти события привели к гибели людей на Майдане, ослаблению страны и, как следствие, агрессии России. А теперь Янукович приглашает чужие войска на территорию Украины.

— Говорят, что борьба между «донецкими» и «днепропетровскими», которая продолжается еще с 90-х годов, не закончилась. Ваше мнение.

— Вы знаете, я бы так не проводил разделение. Мне кажется, что продолжается борьба между обществом и властью. Первое стремится, чтобы с ним считались, поэтому строит свои инструменты влияния. Собственно, Майдан, Антикоррупционное бюро, Люстрационный комитет, самооборона — это стремление контролировать, помогать. С другой стороны, появляется проблема тех людей, которые во власти, относительно восприятия этих движений, понимания, что народ влияет на события. Поэтому сегодня стоит сверхзадача — перейти от авторитарной модели управления к демократической, которая позволит отыскать настоящую элиту в высоком понимании этого слова, которая под давлением общества сможет руководить государством честно.

— Понимает ли нынешняя власть, что, если она не изменит систему, ее время закончится очень скоро?

— Сегодня мы живем в очень плотной среде. И она должна быть открытой. Поэтому я вижу последующие шаги власти в согласованиях с местными советами, малыми и большими общественными организациями. Но надо быть реалистом и понимать, что все не делается так быстро, как хотелось бы. Если говорить о кардинальных реформах, например в Грузии, то это сделать сложнее, ведь у нас значительно больше страна. Мне кажется, что людям надо объяснять, что основная революция заключается в личном ощущении ответственности каждого из нас за то, что происходит сегодня, если хотите — в личном благочестии. Мне кажется, что сейчас доминирует чувство мести, а люстрация — как процесс коллективного наказания виновных. А за местью мы забываем наши принципы и идеалы. А сегодня как раз важно вернуться к тем принципам в собственной жизни — на работе, дома, в обществе, то есть на своем месте делать все, что от тебя зависит. И как только начнем это делать, мы станем стопроцентными европейцами. Думаю, что власть это тоже осознает и чувствует большую ответственность. Надо понять, что общество изменилось и сегодня власть может быть быстро изменена под давлением гражданского общества. Я в этом вижу большой позитив, потому что такого ощущения, которое было у Януковича, уже не будет ни у кого. Уверен, люди внимательно следят за политиками. Если они видят, что ты работаешь настойчиво, искренне, то поддержат, несмотря на сложность настоящего.

«НАМ НЕОБХОДИМО  ВСТУПИТЬ В НАТО»

— Разумеется, Россия будет продолжать оказывать на Украину безумное давление. Что надо сделать, чтобы выборы состоялись? По каким критериям надо выбирать кандидата?

— Люди стали сознательнее. Находясь в Киеве на Майдане, я увидел, что там знают цену каждому политику, поэтому будущий выбор они будут делать сознательно. С моей точки зрения, серьезным критерием является последовательность позиции во время карьеры и профессионализм. Я и сам пытаюсь идти одним принципиальным путем, не меняя позицию. Выборы будут честными, без фальсификаций, хотя проблемы в восточных регионах могут возникать. Путин делает все, чтобы сорвать выборы, понимая, что для Запада важна стабилизация всех ветвей власти в Украине. Теоретически выборы могут состояться и без тех проблемных населенных пунктов. Но до 25 мая еще есть время, и я верю, что ситуация в Донецке и Луганске будет нормализована.

— Относительно возможной агрессии России и нерешительных шагов власти. Как, с вашей точки зрения, Украина должна решить вопрос своей безопасности?

— Я думаю, что сегодня, наконец, приходит понимание, что нам необходимо вступить в НАТО. В составе Альянса мы бы не имели таких проблем, как сегодня. Россия бы никогда не осмелилась на агрессию, потому что военный потенциал этих сторон несопоставим. Над этим вопросом надо активно работать и в будущем иметь гарантию коллективной безопасности. Так же, думаю, все поняли, что нам необходима собственная мощная армия. Янукович занимался финансированием милиции, прокуратуры, судов. Бюджетные средства направлялись на защиту от своего народа. Несмотря на сложную ситуацию сегодня, это изменится. Сейчас около пяти миллиардов уже выделено на армию. Я думаю, что эти события являются серьезным толчком и для военных — понять, для чего они нужны стране.

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ