1. Какие уроки ХХ века Вы считаете наиболее важными
для дальнейшего развития цивилизации?
2. Какие тенденции в развитии украинского общества на рубеже веков
беспокоят Вас больше всего?
3. Место и роль науки в жизни общества у нас и за рубежом. Каковы
они сейчас и какими Вы хотели бы их видеть?
КОНСТАНТИН СИТНИК, АКАДЕМИК НАН УКРАИНЫ:
ЧТО ОНО НИЧЕГО ПОДОБНОГО В БУДУЩЕМ ПРОСТО НЕ ВЫДЕРЖИТ»
1. Остановлюсь только на глобальном политическом уроке.
Двадцатый век войдет в историю как столетие самых огромных за всю историю
существования человечества общественных потрясений, социальных катаклизмов
и межгосударственных конфликтов. Необходимо на законодательном уровне покончить
даже с замыслами решать какие-либо социальные, территориальные или экономические
вопросы путем применения силы, ибо противное неизбежно ведет к эскалации
конфликтов и перерастанию их в мировые, любой из которых для человечества
может оказаться последним.
2. Отсутствие у власть имущих державных амбиций, отсутствие
как самой общенациональной идеи, так и каких-либо энергичных действий для
сплочения народа во имя достижения высокой цели, без чего существование
государства и государственности представляется проблематичным.
Резкое расслоение общества, превалирование материальных
императивов над духовностью, расцвет потребительской идеологии, насаждение
эгоизма и индивидуализма, что никогда не было свойственно славянству, и
связанная с этими факторами угроза перерождения нации.
3. От «птицы-тройки» и фельдъегерей до глобальной сотовой
связи и самолетов класса «Конкорд», от нехитрого приспособления под названием
бухгалтерские счеты до суперкомпьютеров, и неисчислимое количество других
примеров — это результат экспансии науки в жизнь общества в ХХ веке.
С грустью вынужден и обязан констатировать, что на пороге
третьего тысячелетия наука Украины находится в состоянии упадка, при проведении
в будущем существующей политики она вообще превратится во что-то декоративное,
в какую-то красивую игрушку властей, если вообще не будет потеряна как
отрасль человеческой деятельности. Это — катастрофа для Украины!
В жизни развитых стран наука и ученые в конце ХХ века занимает
определяющее, самое главное место. Неуклонно растет доля интеллектуальной
составляющей в продукте труда, постоянно продуцируются новые знания, идет
их количественное накопление и наблюдается постоянный переход в качественно
новое состояние самого продукта труда, за счет чего и достигаются эффективность
и конкурентоспособность производимого товара, а с ним экономическая и политическая
стабильность государства и народа. Я хотел бы видеть в Украине в ХХI веке,
если не в полной мере, то хотя бы проблески опережающего развития разнообразных
научных исследований в условиях их безусловной поддержки со стороны правительства,
осуществление государственных программ развития и распространения основных
технологий новейшего уровня, опирающихся на фундаментальные разработки
ученых. Хотел бы застать и стать участником интенсивного развития биотехнологий,
способных резко повысить эффективность агропромышленного комплекса, медицины,
улучшить питание населения.
И, наконец, я хотел бы, чтобы понимание необходимости создания
новой модели существования человечества, основанной не на экстенсивном
использовании природных богатств, прогрессирующем потреблении всех видов
ресурсов, пренебрежении экологией, перешло из фазы маниловских мечтаний
в реальные действия, в том числе и на земле Украины.