Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хобби – спасать людей

Как в Украине создают добровольческие команды огнеборцев: пример бориспольского «Штурма»
8 июня, 2018 - 12:45
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРОЕКТОМ «ДОБРОВОЛЬЦЫ-ОГНЕБОРЦЫ»

Недавно в Борисполе состоялись ежегодные соревнования пожарных команд Киевской области, в которых приняли участие 25 команд. Их участником в который уже раз стала добровольческая пожарная команда Борисполя «Штурм». Она создана в 2014 году после Майдана, ее участниками являются люди самых разных профессий — от пилотов до педагогов. Эта команда в составе 14 добровольцев за время своего существования помогла горожанам в более чем 100 чрезвычайных ситуаций. Это и пожары, и ДТП, и спасение животных, которые, например, застряли на деревьях и т.п.

В Европе и США деятельность добровольческих спасательно-пожарных команд является привычной практикой, быть пожарным — это почетно, а сам вид деятельности, например в Соединенных Штатах, приравнивается к экстремальному спорту. В Украине эта инициатива только зарождается. Хотя потребность в такой активности местных громад является чрезвычайно большой: по данным Государственной службы по чрезвычайным ситуациям, только за первые четыре месяца 2018 года в Украине произошло свыше 22 тысяч пожаров и 36,7 тысячи ДТП.

«НАША КОМАНДА — ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»

«В команде добровольцев-огнеборцев «Штурм» я работаю с 2014 года. Тогда существовала реальная угроза, что по всей Украине начнутся боевые действия, и мы понимали, что будут нужны люди, которые будут гасить пожары, смогут реагировать на экстремальные вызовы. Так возникла инициатива, — рассказывает руководитель команды «Штурм» Андрей МАКАРОВ. —  Первый год мы собирали оборудование: машину дал товарищ, из оборудования — где что-то у кого лежало дома, что-то закупили. Насобирали — и начали гасить пожары. К счастью, полномасштабной войны не случилось, но уже была техника — зачем ей простаивать? Наша команда — это все мои друзья».

Андрей говорит, что количество вызовов отличается: их может быть три в день, может — два в неделю. Когда поступает вызов, он звонит ребятам, которые в это время не заняты, и они приезжают на помощь. Все являются водителями, одинаково владеют техникой, поэтому каждый может выполнять любое задание — в соответствии с возможностями оборудования, потому что они ограничены.

Форму для «Штурма», кстати, передали из Канады. Канадские каски в ГСЧС до сих пор не могут растаможить, поэтому парни пользуются теми, которые надевали еще на Евромайдане. Командир отряда считает, что в идеале самыми большими партнерами добровольческих пожарных отрядов должны быть местная власть и ГСЧС. К сожалению, пока такое сотрудничество не удается по разным причинам. В частности, в украинском законодательстве нет понятия «спасатель-доброволец», поэтому выходит, что работа ребят хотя и не запрещена, но и не регламентирована.

«МЫ РАБОТАЕМ ПО СХОЖИМ С АМЕРИКАНЦАМИ СХЕМАМ»

Тоже с 2014 года в «Штурме» работает менеджер одной авиакомпании Анатолий Степанов-Лихой. «Это интересно, потому что ты всегда должен быть подтянутым, следить за собой. Приятно чувствовать, что работа, которую ты выполняешь, сразу дает какой-то фидбек от людей: тебя благодарят. Люди увидели, что мы делаем важное дело», — делится Анатолий СТЕПАНОВ-ЛИХОЙ.

Анатолий стал участником программы обмена опытом от Конгресса США, имел возможность познакомиться с организацией волонтерских спасательных отрядов в Соединенных Штатах. Рассказал, что там в пожарном департаменте 75% — волонтеры.

«В Америке это очень почетно, в некоторых штатах есть даже налоговые льготы для таких людей, — добавляет Анатолий. — Я понимаю, что у нас другие реалии, но все-таки в Украине нужно сделать так, чтобы статус пожарного в обществе был выше. Также нужно поднимать уровень оснащения команд. У американцев нам нужно научиться, как организовывать это движение, в частности в плане обучения, чтобы не теряли навыков, оснащения и страхования, поскольку пожарные-волонтеры в США застрахованы. Я не говорю, что волонтерам нужно все принести на тарелочке, но надо сделать так, чтобы человек не терял мотивации».

Также с самого начала деятельности «Штурма» в команде работает Владислав Бигун. Вообще он занимается спортивно-патриотическим воспитанием подростков во внешкольных заведениях Киева и работает инструктором в тире. Владислав рассказал, что на его выбор повлиял Майдан: стали другими приоритеты, потому что понял, что кому-то нужно работать с детьми, взрослыми, военными и пожарными.

«Я учу детей военному и пожарному делу, навыкам поведения в разных критических ситуациях, как обращаться с оружием, пожарным оборудованием. Также моими темами являются выживание (в экстремальных условиях. — Авт.) и топография. Дети идут на занятия, — говорит волонтер «Штурма» Владислав БИГУН. — Мы организуем походы, марши, выполняем разные задания по устройству лагеря, учимся в экстремальных условиях добывать еду, воду. Это — для детей от 12 до 16 лет. Участниками занятий, конечно, являются и девушки, при этом они показывают замечательные результаты: стреляют лучше ребят, у них более развито тактическое мышление. Ребята от этого страдают, потому что первые места по стрельбе и военному делу занимают именно девушки. Они имеют какой-то скрытый потенциал. Думаю, причина в том, что девушки больше работают над собой».

Полгода в команде работает харьковчанин Игорь Терещенко, пилот одной авиакомпании. Он рассказал, что у пилота максимальная загрузка в месяц — 90 часов, поэтому есть достаточно свободного времени, чтобы посвятить его хорошему и нужному делу.

«Это хобби. Мне нравится помогать людям, благодарность — это самая большая награда как для меня, так и для других членов нашей команды, — утверждает доброволец «Штурма» Игорь ТЕРЕЩЕНКО. — Как правило, нас привлекают в двух случаях: когда пожары очень малые или очень большие. Или когда нужно, скажем, снять с дерева кота. Недавно был очень большой пожар площадью 400 квадратных метров, привлекали силы как государственной пожарно-спасательной части, так и местных команд. Мы работаем на автомобиле так называемой первой помощи. Наша задача — благодаря большей скорости первыми прибыть на пожар, подать первый ствол воды на гашение и первую помощь по спасению людей. Если пожар, например, на 12-ом этаже и у нас нет возможности спасать людей — например, чтобы вывести их по внутренним лестницам, тогда вынуждены ожидать лестницы из государственной пожарно-спасательной части. Мы можем только то, что позволяет оборудование, но когда есть большой пожар, то нужны не только технические средства, но и человеческие силы».

ПОЖАРНЫМ-ДОБРОВОЛЬЦЕМ МОЖЕТ БЫТЬ КАЖДЫЙ

Сколько подобных добровольческих команд в Украине — сказать трудно, но однозначно это движение развивается. С 2017 года в Украине действует проект «Добровольцы-огнеборцы», который начался во время реформирования Министерства внутренних дел.

«Сегодня есть идея сплотить эти добровольческие команды, также мы хотим, чтобы к инициативе подключались местные громады, — отмечает Ксения ОМЕЛЬЧЕНКО, коммуникационный менеджер проекта «Добровольцы-огнеборцы». — Пласт работы большой. Сейчас мы работаем по нескольким направлениям. Одним из них является поддержка уже существующих команд, например, в Борисполе и на Закарпатье. На Закарпатье команда создана при церкви, они получили помощь от Венгрии. Также мы проводим тренинги для громад, которые хотят создать у себя такую команду: у нас есть специальная программа «Часовые безопасности», которая учит, как запускать проект, как работать с адвокацией, и имеет практическую учебно-тренировочную часть. Мы проводили опрос, и треть людей сказали, что готовы быть добровольцами-пожарными за определенную плату, более молодые согласны быть волонтерами на безоплатной основе. Но мы понимаем, что волонтеров нужно поддерживать и как-то вознаграждать за то, что они тратят время на спасение людей и зданий. Например, в Польше и Италии дают деньги за выезд на пожар».

Кстати, участники программы «Часовые безопасности», которые хотят создать у себя команду пожарных-добровольцев, также могут заниматься превентивной, образовательной, спортивной деятельностью. Основное для организаторов программы — поддержать инициативу снизу, чтобы в рамках объединенной территориальной громады люди отвечали за себя самостоятельно.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ