Winrock International — партнер украинских общественных организаций, сосредотачивающих свои усилия на преодолении домашнего насилия, предупреждении торговли детьми и женщинами, а также на организации помощи украинским женщинам в овладении азами рыночной экономики. Оказалось, что история Украины как бывшей составляющей Российской империи, а потом и Советского Союза, частично переплетается и с биографией самой госпожи Грейс и является частью жизни ее прапрадеда и отца. C таким кредо живет Грейс Кеннан ВАРНEКЕ — региональный директор в Украине американской общественной организации Winrock International
ДЕТСТВО В МОСКВЕ
Джордж Кеннан, отец госпожи Грейс, в середине прошлого века приезжает в Советский Союз в качестве посла Соединенных Штатов Америки. Маленькая Грейс живет в Москве и учится в московской школе №131 в пятом классе, в котором насчитывалось до 50 ребятишек. Это время запечатлелось в ее памяти как темное в прямом смысле этого слова — по вечерам в Москве не было света. Со временем повзрослевшая Грейс будет вспоминать своих московских учителей по математике и географии как очень сильных специалистов и одновременно недоумевать по поводу содержания преподавания истории: трактовки событий древнеримской истории в московской школе и в Штатах окажутся кардинально противоположными. В московской школе ей представят спартанцев героями, а в Штатах учебники истории будут осуждать тех же спартанцев за излишнюю воинственность. Грейс вспомнит об этом, когда после окончания Гарвардского университета (ее специальность — история и литература России Х1Х века) займется изучением эффективности советского научного образования в Институте технологий в Массачусете. Еще ей будет стыдно, что она забыла русский язык, и в институте она начнет учить его заново. В то время трудно было даже предположить, сколько раз и в каких объемах придется ей еще осваивать новое. Грейс выйдет замуж, станет матерью троих детей, в течение длительного времени будет выполнять роль домохозяйки, заниматься переводами и писать литературно-критические статьи, пока однажды не поймет, что хочет круто изменить свою жизнь и что начинать ей придется практически с нуля.
ФОТОГРАФОМ БЫТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПИСАТЕЛЕМ
Как-то в Непале Грейс вместе с фотографом работала над материалом о коронации нового короля Непала для British Vogue. Она писала статью, фотограф делал снимки. Работа коллеги захватила журналистку. «Это гораздо интереснее, чем писать, — думала она. — Все время находишься на свежем воздухе, видишь новых и новых людей». Вернувшись в Америку, о своем возникшем желании она рассказала подруге и услышала в ответ: «Хочешь — будь. Делай, а не говори». Грейс стала студенткой курсов фотографов. Год этот в жизни женщины стал уникальным.
Во время обучения Грейс узнает, что в Сан-Франциско должен приехать президент Форд. Молодая женщина решает, что она обязательно сфотографирует президента. В знаменательный день на площади города собралось много людей. Аккредитованные журналисты расположились в первом ряду перед гостиницей, Грейс же искала место в толпе. Кто- то из зрителей залез даже на дерево. На этом же дереве оказалась и Грейс — ей помог телеоператор, которому вес его камеры не позволил воспользоваться представившейся возможностью. Снимок президента Форда, сделанный Грейс с дерева, оказался единственным. На президента готовилось покушение, и охрана плотным строем встала перед аккредитованными фотографами. Все решили, что автором известной фотографии может быть только известный фотограф.
В итоге волей случая она состоялась как фотограф и занималась этой работой в течение десяти последующих лет.
Придерживаясь широко распространенного мнения, что хорошо писать и фотографировать одновременно невозможно, Грейс оставляет писательскую работу. Она фотографировала для знаменитого журнала мод Vogue, Times, для газет New York Times. Одним из самых интересных заданий было освещение Олимпиады-80 в Москве для Newsweek. В связи с жесткой конкуренцией еженедельник стремился не отстать от журнала Sports Illustrated, который уже нашел фотографа для поездки в Москву. Времени оставалось мало — выбор пал на Грейс благодаря ее знанию русского языка. Госпожа Кеннан Варнеке оказалась единственной женщиной-фотографом на Олимпиаде. Советские фотокоры как-то посочувствовали коллеге: «Бедная девушка, вам приходится работать с таким тяжелым фотоаппаратом, мы не позволяем нашим женщинам выполнять такую тяжелую работу». Грейс же рассказывает, что не замечала тяжести аппарата, а была просто в восторге от представившейся возможности освещать Олимпиаду. Забота советских мужчин о советских девушках, которым они не позволяют быть фотографами, выглядела в ее глазах смешной, ведь позволяли же им убирать улицы...
Результатом работы Грейс в Москве стала персональная фотовыставка в Сан-Франциско «Олимпийские игры». Со временем было проведено еще две — «Люди искусства», «Известные и знаменитые». По большей части, это были друзья Грейс, ее соотечественники. Среди них — и портрет кинорежиссера Френсиса Форда Копполы.
ОТ ФОТОГРАФИЙ — К СОЗДАНИЮ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ
Переехав в Нью-Йорк, известному фотографу из Сан-Франциско пришлось снова начинать с нуля — в этом городе ее никто не знал. Грейс же очень хотелось найти такую работу, которая бы реализовывала ее возможности как фотографа, ее любовь к кино и умение организовывать события. Благодаря счастливой случайности желание осуществилось — Грейс предложили написать текст к документальному фильму об отношениях Америки и Советского Союза, который назывался «Первые пятьдесят лет». Много сил и времени она уделяет также организационным вопросам по съемкам фильма — ее назначают заместителем продюсера. Материал для фильма собирать было трудно. Средств на проведение съемок в Советском Союзе не было. Разыскивали в своей стране людей, причастных к этим историческим событиям, использовали старые фотографии, кинопленки, найденные в Штатах и в фотархиве Лондона. Как ни странно, но отец не помогал Грейс в этой работе, придерживаясь принципа, что дочь должна все делать сама. Фильм удался и даже получил первую премию «Dupont» как лучший документальный фильм 1983—1984 годов.
Съемки следующего фильма Грейс организовывала уже на территории Советского Союза. Это был фильм «Россия изнутри» (1984 год), представивший страну глазами американца. Съемки проводились в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Ялте и в Сочи. Кадры фильма запечатлели пение Лаймы Вайкуле в ночном клубе, чтение стихов Вознесенским на его даче в Переделкино, игру на фортепиано Раймонда Паулса.
Все съемки проводились только в присутствии и с разрешения сотрудника Гостелерадио, специально назначенного для выполнения такой роли. «Эта женщина всегда хотела сказать «нет», — вспоминает Грейс. — Она не разрешала включать в фильм интервью с еврейским диссидентом, она боялась, чтобы мы не показали что-нибудь неприятное.»
После съемок этого фильма Грейс в течение двух лет не могла получить визу на въезд в Советский Союз. Тем не менее о жизни этого государства она со временем расскажет снова, так как станет редактором фотоальбома «Один день из жизни Советского Союза». (В СССР альбом издан не был.) Замысел был очень интересен. Сто фотографов из разных стран (как из социалистического лагеря, так и из других государств) одновременно выехали из Москвы и направились в разные точки Советского Союза, чтобы в течение суток заснять жизнь страны. Это было 15 мая 1987 года. Грейс поместила в этот альбом и одну свою маленькую фотографию.
Прапрадедушка Грейс, приезжавший в Россию в прошлом веке для прокладывания телеграфного кабеля в Москву из Дальнего Востока, тоже запечатлел жизнь этой страны в своих книгах «Сибирь и ссылка», «Сибирь: жизнь в палатке». Эти книги читал Антон Чехов по дороге в свою вынужденную ссылку. Книги были предметом обсуждения российской жизни со Львом Толстым во время посещения автором Ясной Поляны, о чем сохранилась запись в гостевой книге Льва Николаевича.
ПРИШЛО ВРЕМЯ НАВОДИТЬ МОСТЫ...
«Холодная война» уходила в прошлое. Американская волонтерская организация, которая занималась вопросами студенческого обмена, решила создать советско-американский молодежный оркестр. Грейс попросили помочь воплотить в жизнь эту идею. Работа на студии документальных фильмов заставляла постоянно искать деньги для съемок. Грейс это уже порядком надоело, и она согласилась быть директором советско-американского оркестра. Прослушивание молодых американских музыкантов проводили в девяти регионах страны. Советскую половину оркестра представляли студенты Московской консерватории. Предложение американской стороны организовать прослушивание в различных городах Союза было встречено решительным отказом. Студенты Московской консерватории представили советскую половину оркестра, несмотря на то, что некоторые были старше обусловленного возраста. Это объяснялось пребыванием в армии более молодых музыкантов. Гастролировали музыканты в обеих странах.
В Америке тогда о Советском Союзе знали мало, но уже стали появляться американцы, которые хотели организовать свой бизнес в России. Граждане двух государств тогда еще очень плохо понимали друг друга. Одна американка предложила Грейс совместно организовать фирму, которая помогала бы американским бизнесменам находить посредников в России. После 10-дневной поездки по Союзу партнерша от своей идеи отказалась, и Грейс вынуждена была мудреную науку с самых азов изучать сама. Хотелось ей поучиться этому в университете, но такой возможности не было — пришлось довольствоваться самообразованием. Своего она добилась и стала консультантом по ведению бизнеса в Америке и членом Альянса американских и российских женщин. Она консультирует мужчин относительно ведения крупного бизнеса в Америке. В Ленинградской области помогает женщинам «Бизнес-инкубатора» организовывать и поддерживать свой маленький бизнес. В основном живет в Америке, часто приезжая в «Инкубатор» на протяжении четырех лет. «Бизнес-инкубатор» работает и сегодня. Благодаря его успешной деятельности Грейс и пригласили в Украину представлять американскую общественную организацию Winrock International. Грейс постоянно извиняется, что не говорит по-украински, утверждает, что чувствует себя неловко. Но кажется, что она излишне требовательна к себе, так как отлично понимает нашу «державну мову» и уместно вставляет в свою речь предложения на украинском.
УКРАИНСКИМ ЖЕНЩИНАМ НУЖНО БЫТЬ БОЛЕЕ УВЕРЕННЫМИ В СЕБЕ
Когда Грейс приехала в Украину, она стала изучать язык страны, ее географию, обычаи. Этим занятиям она посвящала немало времени и сил. Много теплых слов Грейс говорит об украинских женщинах и искренне желает им помочь в трудный период для страны. Многие наши проблемы связаны с привычным для нас представлением о том, что, овладев определенной специальностью в юности, наш жизненный путь предопределен этой специальностью до пенсии. Искать постоянно новую работу, начинать с нуля — эти идеи в Украине сегодня кажутся странными. Сегодня украинским женщинам очень важно развивать в себе предпринимательский дух, тем более, что более 70% безработных в Украине — женщины. «Я не считаю, что женщины лучше мужчин, но они должны иметь равные с мужчинами права. Они не менее способны, чем мужчины», — говорит Грейс. Рассказывает, что у нее всегда была потребность что-то делать. Когда-то очень давно работала волонтером, что очень распространено в Америке. Тогда она помогала собирать деньги для музея искусства в городе Сакраменто, который очень нуждался в средствах. Была она и членом Совета директоров балетной компании в Сан-Франциско. Сегодня в Украине она является исполнительным директором Женского Консорциума, а также директором Проекта экономического развития женщин. Чтобы воплотить в жизнь этот проект, нужно было много поездить по Украине, познакомиться с украинскими женскими организациями, организовать сотрудничество и открыть в Николаеве, Чернигове, Ивано-Франковске (дополнительно к Донецку и Харькову) «Центры поддержки женского бизнеса». Интересно было узнать о планах собеседницы, но она сказала, что ничего не планирует: «Мне хочется, чтобы у всех украинских женщин была работа. Мне хочется делать то, что для людей важно. А жизнь — как приключение. Начинаешь путь — и не знаешь, куда он тебя выведет...»